Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 571
1.

Ответственность: Слепцов Петр Алексеевич (Редактор), Бурцева Жанна Валерьевна (Ответственный за выпуск)

Издательство: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук

Год выпуска: 2015

Номер (№): 3 (12)

Количество страниц: 133 с.

Журнал учрежден постановлением Ученого совета ИГИиПМНС СО РАН от 14 сентября 2010 г. по инициативе первого директора института д.и.н., проф. Н. А. Алексеева с целью активизации публикационной активности специалистов гуманитарного профиля Республики Саха (Якутия) и апробации научной деятельности. В журнале публикуются оригинальные статьи отечественных и зарубежных ученых, а также аспирантов и докторантов, посвященные актуальным проблемам языков, литератур, фольклора, истории, культуры народов Северо-Востока России и сопредельных регионов

Северо-Восточный гуманитарный вестник : научный журнал / учредитель Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ; редколлегия: Слепцов П. А. (главный редактор.) [и др.]. – 2010, N 1 (1)- . – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2010-. – Выходит 1 раз в квартал. – ISSN 2218-1644. – 2015, N 3 (12). – 131 c.

2.

Ответственность: Захарова Наталия Егоровна (Составитель), Кудрина Людмила Егоровна (Составитель), Николаева Надежда Прокопьевна (Составитель), Стручков Кирилл Намсараевич (Составитель), Болдырев Борис Васильевич (Редактор), Варламова-Кэптукэ Галина Ивановна (Прочие), Дьячковский Федор Николаевич (Прочие), Озолиня Лариса Викторовна (Прочие)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 180 с.

Настоящий словарь создан на базе полигусовского говора, положенного в основу эвенкийского литературного языка, с ис­ пользованием лексических материалов из словарей эвенкийского языка других авторов. Словарные статьи разработаны согласно гнездовому принципу, позволяющему максимально точно опи­ сать словообразовательную структуру эвенкийского глагола. Для учителей эвенкийских школ, преподавателей вузов, спе­ циалистов в области тунгусо-маньчжуроведения, школьников и студентов.

Словообразовательный словарь эвенкийского языка : глагол / Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ; ответственный редактор Б. В. Болдырев ; [авторы-составители: Т. Е. Андреева, Н. Е. Захарова, Л. Е. Кудрина и др. ; рецензенты: Г. И. Варламова, Ф. Н. Дьячковская, Л. В. Озолиня]. – Новосибирск : Наука, 2018. – 169, [2] с.
DOI: 10.15372/DICTONARY2018ATE

3.

Ответственность: Шарина Сардана Ивановна (Редактор), Быкова Гульчера Вахобовна (Автор обозрения, рецензии), Саввинова Степанида Николаевна (Автор обозрения, рецензии), Прокопьева Прасковья Егоровна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2019

Серия, номер выпуска: Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Эвенки; Т. 37

Количество страниц: 370 с.

Данный словарь-указатель — это систематизированный свод материала по языку и фольклору эвенков, что является новым методом организации научных знаний при изучении духовной культуры этноса. Словарь включает 106 имен героев из 46 сказаний. Основная цель настоящего издания — отбор эпических имен, демонстрирующих наиболее типизированные, характерные и значимые образы эпического наследия северных тунгусов. Словарные статьи располагаются согласно эвенкийскому алфавиту и содержат: краткое и полное имя героя, этимологию имени и его перевод на русский язык, сюжетную линию персонажа, фольклористическую характеристику героя. Приводятся сведения о собирателях эвенкийского фольклора и сказителях-информантах, материалы которых использованы при создании словаря-указателя. Для фольклористов, этнографов и языковедов, учащихся, студентов и всех, кто интересуется вопросами языка и фольклора эвенков.

Имена собственные персонажей эвенкийского эпоса: словарь-указатель / Г. И. Варламова, А. Н. Варламов, Н. Е. Захарова, М. П. Яковлева; ответственный редактор С. И. Шарина; рецензенты: Г. В. Быкова, С. Н. Саввинова, П. Е. Прокопьева; Сибирское отделение Российской Академии наук, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. - Новосибирск: Наука, 2019. - 359 с., [1] л. портр.; 22
DOI: DOI 10.15372/NAMES2018VGI

4.

Ответственность: Шарина Сардана Ивановна (Редактор), Винокурова Антонина Афанасьевна (Автор обозрения, рецензии), Прокопьева Прасковья Егоровна (Автор обозрения, рецензии), Садовникова Ия Ивановна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 230 с.

Словарь-указатель представляет собой свод имен собственных персонажей эвенского эпоса. В книгу включены 85 собственных имен, которые являются наиболее значимыми и характерными для эвенского фольклора. В качестве источников использованы десять ранее опубликованных героических сказаний, а также находящиеся в архиве ЯНЦ СО РАН произведения. Все словарные статьи имеют строго определенную структуру, разработанную специально для данного словаря. Издание снабжено необходимым научным аппаратом.

Имена собственные персонажей эвенского эпоса: словарь-указатель / Г. И. Варламова, С. Н. Саввинова, Е. В. Нестерева; ответственный редактор С. И. Шарина; рецензенты: А. А. Винокрова, П. Е. Прокопьева, И. И. Садовникова; Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. – Новосибирск: Наука, 2019. – 219 с. – ISBN 978-5-02-038853-6

5.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматриваются вопросы использования региональных текстов на уроках русского языка в школах Якутии. В результате проведенного анализа специальной литературы, изучения педагогического опыта выявлены различные подходы к трактовке регионального текста, сформулировано рабочее определение этого понятия для данного исследования. Определены критерии отбора региональных текстов: соответствие требованиям текстуальности, доступности, задачам патриотического и духовно-нравственного воспитания, познавательная ценность, представленность изучаемых языковых явлений, эстетичность формы, оптимальный объем. Приведены конкретные примеры включения региональных текстов в содержание уроков русского языка. Рекомендуются методические приемы, которые помогут школьникам осмыслить культурно-языковые и другие особенности региона, отраженные в тексте: справка об источнике, авторе, чтение текста, анализ его содержания, историко-культурологическое комментирование, выявление культурно-маркированных слов, отражающих региональную специфику, словарно-семантическая работа с ними, этимологический комментарий, обсуждение приведенных в тексте фактов и др. Таким образом, региональный текст становится средством познания культурно-языковых особенностей функционирования русского языка на территории Якутии, отражающих взаимовлияние языков и культур: якутские заимствования в русскоязычной речевой коммуникации, своеобразный говор арктических старожилов, уникальный двуязычный фольклор потомков государевых ямщиков. Утверждается, что использование регионального текста на уроках русского языка заключает в себе большой дидактический потенциал для формирования языковой личности, ее духовно-нравственного развития.

Олесова, А. П. Дидактический потенциал региональных текстов в обучении русскому языку в школах Республики Саха (Якутия) / Олесова А. П. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Современные проблемы науки иобразования. - 2023. - N 6. - С. 6. - DOI: 10.17513/spno.33046
DOI: 10.17513/spno.33046

6.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье раскрывается понятие читательской компетентности и грамотности. Анализируются различные подходы к определению читательской грамотности. Автор описывает структуру читательской деятельности и приводит примеры условий, способствующих развитию читательской компетенции на уроках английского языка. Важным в формировании и развитии читательской грамотности на уроках английского языка является повышение мотивации к изучению иностранного языка в целом за счет применения инновационных современных средств, технологий и методов преподавания.
This article reveals the concept of readingcompetence and literacy. Various approaches to thedefinition of reading literacy are analyzed. The authordescribes the structure of reading activity and givesexamples of conditions that contribute to the developmentof reading competence in English lessons. Important in theformation and development of reading literacy in Englishlessons is to increase the motivation to learn a foreignlanguage in general through the use of innovative moderntools, technologies and teaching methods.

Алчанова, А. А. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка / А. А. Алчанова ; МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 23 им. Г. А. Кадзова" // Народное образование Якутии. -2023. - N 1 (126). - С. 71-72.

7.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена вопросам методики обучения русским пословицам как средству повышения культуры речи билингвов. Обосновывается актуальность проблемы, указываются выделенные этапы обучения, рассматриваются методы и приёмы обучения, необходимость привлечения при изучении пословиц родного языка обучающихся.
The article is devoted to the methods ofteaching Russian proverbs as a means of improving thespeech culture of bilinguals. The relevance of the problem issubstantiated, the selected stages of learning are indicated,the methods and techniques of teaching are considered,the need to involve students in the study of proverbs of thenative language.

Яковлева, С. А. Пословицы на уроках русского языка в якутской школе / С. А. Яковлева ; МБНОУ "Октемский научно-образовательный центр" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1 (126). - С. 77-78.

8.

Количество страниц: 10 с.

Публикация посвящена описанию концепта "движение" в этнической картине мира, отраженной в эвенкийской фразеологии. Актуальность исследования обусловлена снижением функциональности родного языка в условиях глобализации и определяется недостаточной степенью изученности эвенкийской фразеологии. Целью исследования является демонстрация потенциала образной речи и органичной взаимосвязи языка и этнического мировоззрения на примере отдельного языкового концепта. Базовый мировоззренческий концепт эвенков рассматривается через призмументальности носителя этнической культуры, основанной на этнографических традициях кочевого образа жизни. Теоретической основой исследования послужили работы, посвященные фразеологии русского языка и междисциплинарные разработки на стыке лингвистики и этнографии. Материалом исследования послужили опубликованные материалы по языку, обрядовой культуре, устному народ-ному творчеству и литературе эвенков. Анализ привлеченного материала и культурных традиций свидетельствует о тесной взаимосвязи состава фразеологических единиц (ФЕ) с хозяйственными и мировоззренческими традициями эвенков. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что концепт "движение" относится к числу базовых символов традиционного мировоззрения эвенков, сформированных в процессе исторической адаптации культурного комплекса охотника-кочевника в условиях ландшафта горной тайги. В этнической картине мира рассматриваемый концепт осмысливается во взаимосвязи с процессом человеческой жизни и воплощается в значительном объеме фразеологических единиц, образованных от глаголов, обозначающих различные формы движения. Наиболее распространены фразеологизмы, образованные от глаголов ӈэнэми - "идти" и гиркуми - "шагать". В эвенкийском языке концепт "движение" репрезентируется в виде различных по значению ФЕ, среди которых наиболее распространенными являются фразеологизмы в значении "жить", "преодолевать", "достигать", "догонять". В языковой картине мира эвенков движение противопоставляется статичному состоянию объектов окружающего мира. Фразеология эвенкийского языка отражает этнографические, социальные, морально-нравственные традиции этнического общества и систему приобретенных знаний. Перспективы дальнейших исследований по теме связаны с привлечением интереса к теме эвенкийской фразеологии со стороны специалистов по лингвокультурологии.

Варламов, А. Н. Концепт "движение" в эвенкийской фразеологии / А. Н. Варламов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2023. - N 4 (11). - C. 27-36. - DOI: 10.25587/2782-662-2023-4-27-36
DOI: 10.25587/2782-662-2023-4-27-36

9.

Количество страниц: 4 с.

Нижнеколымский говор распространен среди эвенов, проживающих в Нижнеколымском районе Якутии. В существующих классификациях как отдельная единица данный говор был выделен А. А. Бурыкиным только в 2004 году. Отчасти это объясняется тем, что Нижнеколымский район не был обследован эвеноведами-диалектологами. Некоторые лексические особенности данного говора в сравнении с аллаиховским рассматривались в работе Х. И. Дуткина. Материалы по нижнеколымскому говору в исследованиях по эвенскому языку почти отсутствуют, за исключением нескольких необъемных текстов - образцов бытовой речи, приведенных А. А. Даниловой.

Шарина, С. И. Синтаксические особенности Нижнеколымского говора эвенского языка / С. И. Шарина // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 81-84.

10.

Количество страниц: 8 с.

Предметом полевого исследования автора явилась топонимика эвенов (ламутов) Момского района Республики Саха (Якутия) Российской Федерации. На данной территории задолго до прихода якутов (саха) и русских проживали "каменные тунгусы" - эвены гор. Эвены кочевали по горной тундре, поэтому многие реки Черского хребта и Момских гор Восточной Сибири имеют эвенское (ламутское, тунгусское) название. Эвены метко подмечали особенности рек и озер и поэтому оставляли название, созвучное данной местности или водному объекту. Автор провел ряд экспедиций среди оленеводов и рыбаков эвенов и собрал много полевых материалов, одним из которых является топонимика. В ходе исследования были применены метод включенного наблюдения, беседа, опрос, интервьюирование. При работе с информантами также был использован метод "устной истории", "помнящей культуры".

Слепцов, Ю. А. Гидронимы эвенов Момского района Якутии (из полевых материалов) / Ю. А. Слепцов // Культура и цивилизация. - 2019. - Т. 9, N 4A. - С. 76-83.