Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 199
1.

Год выпуска: 2024

Фольклорный праздник Уркачак или Медвежий праздник отметили в Омсукчане. На значимое мероприятие пригласили воспитанников Центра дополнительного образования и старейшин из общественной организации "Буксунда"
2.
Автор:
Константинова Ася

Год выпуска: 2024

11-12 июня 2024 года в местности "Первый Ысыах Эллэйэ" на территории культового места "Үс хатыҥ" прошел обрядовый праздник коренных малочисленных народов Севера Среднеколымского улуса Республики Саха (Якутия) в рамках проведения эвенского праздника "Эвинэк". Аймулдан был проведен в честь 70-летия Березовского национального (кочевого) наслега Среднеколымского района Якутии, а также был посвящен Году Семьи в России и Году Детства в Якутии. На празднике присутствовали эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи и гости с районов и города
3.

Год выпуска: 2024

Нимкан – жанр устного народного творчества эвенов. В нимканах прослеживается отражение истории, культуры, мировоззрения эвенов. В понятие "нимкан" входят сказки разных типов: икэлкэн нимкан – сказка с песнями, где повествуется о волшебных и героических событиях, диалоги между персонажами происходят в форме песни, урумкун нимкан – короткие сказки, куда вошли сказки о животных, бытовые, заимствованные
5.
Автор:

Год выпуска: 2013

The article is devoted to the celebration of the ritual of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. The author examines in detail the ritual symbolism of the Even ethno-cultural groups residing in the Republic of Sakha (Yakutia). In the celebrations and ceremonies Evens manifest the ancient cultures of the people associated with the worship of Mother Nature, Fire, sacred animals
Статья посвящена празднично-обрядовой деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автор подробно рассматривает символику обрядовой деятельности эвенской этнокультурной группы, проживающей в Республике Саха (Якутия). В праздниках и обрядах эвенов проявляются древние культуры этого народа, связанные с почитанием Матери-природы, духа-огня, священных животных
6.
Автор:
Savvinov Anatoly I.

Год выпуска: 2016

The Dolgans is the northernmost small-numbered Turkic speaking people, mainly living in the North of the Krasnoyarsk Territory, as well as in Anabar ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). Dolgans’ traditional activities are reindeer herding, hunting and fishing. The number of Taimyr and Anabar Dolgans according to the latest population census of 2010 is 7885 people. Typological features of traditional Dolgan clothing are studied in the article. Despite its indigenous basis, in Dolgan clothing, as well as in Dolgan culture as a whole, the presence of different ethnic traditions can be quite clearly traced. According to the comparative analysis undertaken, the archaic elements of the traditional Dolgan clothing are closely related to the ancient Tungus tradition. The closest typological and artistic parallels are found with the traditional clothing of the Evens. The presence of archaic Tungus elements in the traditional Dolgan clothing is largely determined by the ancient ethnogenetic ties of the Dolgans’ ancestors with the Tungus world. This article is merely an attempt to address such a serious issue of comparative study of typological features of the traditional clothing of the peoples of the North, which has not been sufficiently studied yet
Долганы – самый северный малочисленный тюркоязычный народ, в основном проживающий на Севере Красноярского края, а также в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Традиционными занятиями долган являются оленеводство, охота и рыболовство. Численность таймырских и анабарских долган, по данным последней переписи населения 2010 года составляет 7885 чел. В статье рассматриваются типологические особенности традиционной одежды долган. Несмотря на самобытную основу в долганской одежде, как и в целом в культуре долган, достаточно ярко прослеживаются некоторые напластования различных этнических традиций. Как показывает предпринятый сравнительный анализ, архаичные элементы традиционной одежды долган тесно связаны с древней тунгусской традицией. Наиболее близкие типологические и художественные параллели обнаруживаются с традиционной эвенской одеждой. Наличие архаичных тунгусских элементов в традиционной одежде долган во многом объяснимо древними этногенетическими связями предков долган с тунгусским миром. Данная статья является лишь попыткой затронуть столь глубокую проблему сравнительного изучения типологических особенностей традиционной одежды народов Севера, которая еще недостаточно изучена
7.

Ответственность: Ефремов Николай Николаевич (Редактор), Боякова Сардана Ильинична (Редактор), Гоголев Анатолий Игнатьевич (Редактор), Данилова Надежда Ивановна (Редактор), Васильева Надежда Матвеевна (Секретарь), Антонов Егор Петрович (Редактор), Бурцев Анатолий Алексеевич (Редактор), Бурыкин Алексей Алексеевич (Редактор), Винокурова Декабрина Михайловна (Редактор), Габышева Луиза Львовна (Редактор)

Издательство: ИГИиПМНС СО РАН

Год выпуска: 2020

Номер (№): 4 (33)

Количество страниц: 142 с.

Журнал учрежден постановлением Ученого совета ИГИиПМНС СО РАН от 14 сентября 2010 г. по инициативе первого директора института д.и.н., проф. Н. А. Алексеева с целью активизации публикационной активности специалистов гуманитарного профиля Республики Саха (Якутия) и апробации научной деятельности. В журнале публикуются оригинальные статьи отечественных и зарубежных ученых, а также аспирантов и докторантов, посвященные актуальным проблемам языков, литератур, фольклора, истории, культуры народов Северо-Востока России и сопредельных регионов

Северо-Восточный гуманитарный вестник : научный журнал / учредитель Федеральный исследовательский центр "Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" ; редколлегия: Ефремов Н. Н. (главный редактор.) [и др.]. — 2010 - . — Якутск : ФИЦ ЯНЦ СО РАН, 2010-. — Выходит 1 раз в квартал. — ISSN 2218-1644 (print)
2020. — N 4 (33). — 139 с.

8.

Ответственность: Ефремов Николай Николаевич (Главный редактор), Боякова Сардана Ильинична (Редактор), Гоголев Анатолий Игнатьевич (Редактор), Данилова Надежда Ивановна (Редактор), Васильева Надежда Матвеевна (Секретарь), Антонов Егор Петрович (Редактор), Бурцев Анатолий Алексеевич (Редактор), Бурыкин Алексей Алексеевич (Редактор), Винокурова Декабрина Михайловна (Редактор), Габышева Луиза Львовна (Редактор), Дмитриева Евдокия Николаевна (Редактор), Игнатьева Ванда Борисовна (Редактор), Илларионов Василий Васильевич (Редактор), Ларионова Анна Семеновна (Редактор), Мельничук Ольга Алексеевна (Редактор), Петров Александр Александрович (Редактор), Покатилова Надежда Володаровна (Редактор), Попова Наталья Иннокентьевна (Редактор), Романова Екатерина Назаровна (Редактор), Романова Лидия Николаевна (Редактор), Сивцева Саассылана Иннокентьевна (Редактор), Сивцева-Максимова Прасковья Васильевна (Прочие), Стручкова Наталья Анатольевна (Редактор), Филиппов Гаврил Гаврильевич (Редактор), Хазанкович Юлия Геннадьевна (Редактор), Покатилова Надежда Володаровна (Ответственный за выпуск)

Издательство: ИГИиПМНС СО РАН

Год выпуска: 2020

Номер (№): 2 (31)

Количество страниц: 142 с.

Журнал учрежден постановлением Ученого совета ИГИиПМНС СО РАН от 14 сентября 2010 г. по инициативе первого директора института д.и.н., проф. Н. А. Алексеева с целью активизации публикационной активности специалистов гуманитарного профиля Республики Саха (Якутия) и апробации научной деятельности. В журнале публикуются оригинальные статьи отечественных и зарубежных ученых, а также аспирантов и докторантов, посвященные актуальным проблемам языков, литератур, фольклора, истории, культуры народов Северо-Востока России и сопредельных регионов

Северо-Восточный гуманитарный вестник : научный журнал / учредитель Федеральный исследовательский центр "Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" ; редколлегия: Ефремов Н. Н. (главный редактор.) [и др.]. — 2010 - . — Якутск : ФИЦ ЯНЦ СО РАН, 2010-. — Выходит 1 раз в квартал. — ISSN 2218-1644 (print). — 2020. — N 2 (31). — 138 с.

9.
Автор:
Varavina Galina N.

Год выпуска: 2018

Based on the ethnographic and field data in the context of the semiotic approach and the geospatial theory, the article analyzes the ornamental culture of the northern Tungus, namely the Evens and the Evenks. It is shown that ethno-local models of the northern landscape are represented through visual-imagery perception (art, ornamentation). An ornament is considered a symbolic “language” associated with a wide range of “texts” – beliefs and rituals. It acts as a special kind of the “language” of the world outlook, a mental worldview and the culture of the ethnos. The ornamental language of the Evens and the Evenks acts as a symbolic formation, where the symbols of Nature, Mother Earth, fertility, the symbolism of the ancestral tree (“unity of the genus”), water, fire, the symbol of the cyclic life and a spatial code function
В статье на основе этнографических и полевых материалов в контексте семиотического подхода и геопространственной теории анализируется орнаментальная культура северных тунгусов – эвенов и эвенков. Показано, что через визуально-образное восприятие (искусство, орнамент) репрезентируются этнолокальные модели северного ландшафта. Орнамент считается как символический "язык", связанный с широким кругом "текстов" – верований и ритуалов. Он выступает как особый род "языка" мировоззрения, ментальной картины мира и культуры этноса. Орнаментальный язык эвенов и эвенков выступает в качестве знакового образования, где функционируют символика Природы, Матери-Земли, плодородия, символика родового дерева ("единство рода"), воды, огня, символ цикличности жизни, а также пространственный код
10.
Автор:
Varavina Galina N.

Год выпуска: 2016

The present research studies the ornamental traditions of the indigenous peoples of the Arctic. It suggests a general typological characteristic of the traditional ornament of the Northern Tungus, Evens and Evenki. Since the dawn of time, they have been unique representatives of the Northern nomadic peoples, representing the Northeast division of the Tungus, belonging to Siberian-Manchurian ethnogenetic branch. In the course of long historical development, the Northern peoples created a number of works of decorative art, forming a unique cultural heritage of the circumpolar region, and making a cumulative contribution into the world culture treasury. Circumpolar culture of the nomads has developed a complicated system for harmonious existence of nature and man. This knowledge of the Northern nomads has been passed on from father to son, transmitted through the works of culture and art, being unique models of arts and crafts of the ethnos. The figurative “language” of the ornament of the Northern peoples is rich and multi-faceted, incorporating experience of interaction between nature and man. The Tungus ornament is one of the phenomena of the Even and Evenki national culture, reflecting its originality and peculiar features. The Tungus ornament is specific for expressing the nomadic culture, traditional way of life and peculiar picture of the world. It is distinguished with artistic and stylistic features along with the sacral and semantic content. The ornamental motives have been considered sacral, as they serve as a protective amulet. It should be noted that the ornament art is one of the most original elements of ethnic culture, vulnerable to changes much less than the routine objects they decorate. However, the Tungus ornament, and that of the Evens and Evenki in particular, remains an understudied area which has not undergone a comprehensive and deep analysis, especially on the semiotic and linguistic levels. For this reason, the present research drives a really acute problem. Besides, with the currently growing interest to the culture of autochthonic ethnicities, their stories and values, the traditional ornament may be classified as “raw material of the future”. Today, the scope of using forms, compositions, and elements of the traditional ornament in various areas of culture is extending such as to the design of trademark, decoration etc. So, Buryat Institute of Natural Science is working on a computer database of the traditional ornaments of the Mongol speaking peoples, which becomes a peculiar encyclopaedia of symbols, which may be used for creating new patterns based on the existing prototypes. For this reason, at the present stage the traditional ornament continues its development today. It is important to note that the traditional ornamental culture of the small-numbered indigenous peoples of the North and Siberia, based on mythological thinking, the fundamentals of their philosophy and nomadic world outlook, will always remain a hot topic
В статье рассматриваются орнаментальные традиции коренных народов Арктики. Дается общая типологическая характеристика традиционного орнамента северных тунгусов – эвенов и эвенков. Они испокон веков уникальные представители северных кочевых народов, являют собой северо-восточное подразделение собственно тунгусов, относятся к сибирско-маньчжурской этногенетической ветви. В процессе длительного исторического развития северные народы создали множество памятников декоративного искусства, составляющих в настоящее время часть уникального культурного наследия циркумполярного региона, внесших совокупный вклад в сокровищницу мировой культуры. Циркумполярная культура кочевников развила разветвленную систему гармоничного существования природы и человека. Эти знания северных кочевников передавались из поколения в поколение через памятники культуры и искусства, которые являются уникальными образцами декоративно-прикладного искусства этноса. Образный "язык" орнамента северных народов богат и многогранен, вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой. Тунгусский орнамент – одно из явлений национальной культуры эвенов и эвенков, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Специфика тунгусского орнамента заключается в том, что он выражение их кочевой культуры, традиционного образа жизни и своеобразной картины мира. Он отличается художественно-стилистическими особенностями и сакрально-семантическим содержанием. Их орнаментальные мотивы считались сакральными, они были призваны выполнять функции оберега. Следует отметить, что орнаментика является одним из наиболее самобытных элементов этнической культуры, который подвержен изменениям в намного меньшей степени, чем предметы повседневного использования. Однако тунгусский орнамент, в частности эвенов и эвенков Якутии, остается малоизученной областью, которая не получила всестороннего и глубокого анализа, особенно в семиотическом и лингвистическом планах, поэтому эта работа поднимает действительно актуальную проблему. Кроме того, в условиях растущего интереса к культуре автохтонных этносов, их истории и ценностям традиционный орнамент возможно отнести к "сырьевым ресурсам будущего". В настоящее время широко распространяется сфера применения форм, композиций и элементов традиционной орнаментики в различных областях культуры. Например, при создании товарных знаков, в дизайнерских и оформительских работах и т.д. Так, в Бурятском институте естественных наук создается компьютерная база данных традиционного орнамента монголоязычных народов, которая становится своеобразной энциклопедией символов, и с помощью которой можно будет моделировать новые узоры, используя существующие прототипы. Поэтому традиционная орнаментика на современном этапе не исчерпала возможностей дальнейшего развития и сегодня. Важно отметить, что традиционная орнаментальная культура коренных малочисленных народов Севера и Сибири, в основе которой лежит мифологическое мышление, мировоззрение кочевников, всегда остается актуальной темой