Николаева Алла Дмитриевна (1950)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Педагогический институт ; 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 2 ; e-mail: ad.nikolaeva@s-vfu.ru, allanikol@list.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р пед. наук

Область научных интересов: Региональные проблемы развития образования, педагогические инновации, экспертиза, история отечественного образования, теория и практика профессионального образования

ID Автора: SPIN-код: 9094-2430, РИНЦ AuthorID: 396058

Деятельность: Работала учителем русского языка и литературы в школах г. Покровска и Таттинского района, методистом Сунтарского, Нюрбинского РОНО, заведующим РМК Якутского гороно, заведующим кабинетом ЯРИИУ. В 1991-2001 гг. - главный специалист Министерства образования РС(Я), в 2001-2011 гг. - проректор Саха государственной педагогической академии. C 2011 г. работает в СВФУ им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 10 из 13
1.

Количество страниц: 9 с.

Актуальность научного обзора источников по проблеме нравственного воспитания молодого поколения в Китае подтверждается тем, что в стране сложилась устойчивая система воспитания молодежи, которая дает положительный эффект и сказывается в общем и на развитие страны. Поэтому наблюдается научный интерес и потребность в изучении, критическом анализе источников, отражающих мнения и суждения китайских исследователей по проблемам основ нравственного воспитания молодого поколения граждан Китая. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы обосновать и раскрыть подходы и идеи по становлению теории и практики нравственного воспитания в китайской педагогике. В процессе проведения научного обзора использованы материалы педагогической литературы, документов по проблемам воспитания в Китае и методы теоретического анализа, систематизации, синтеза, обобщения. В статье приводятся фрагменты результатов анализа историко-педагогических источников китайских авторов по проблеме нравственного воспитания молодого поколения. Это позволило определить основы нравственного воспитания в Китае, а также влияние на данный процесс советской педагогики. Авторы актуализируют суждения ученых Китая по определению цели, задач, содержания нравственного воспитания, состава моральных качеств китайской молодежи. Также раскрыты идеи, практика и концепции советских педагогов, используемые на протяжении многих десятилетий педагогами Китая. По результатам исследования процесса нравственного воспитания молодого поколения приведены методы воспитания обучающихся в китайской педагогике, которые оказывают большое влияние на интеграцию обучения и воспитания, что дает положительный эффект формирования нравственных качеств молодежи. В перспективе может быть исследован феномен устойчивости результатов воспитания подрастающего поколения Китая.
The article presents some fragments of the results from the analysis of historical and pedagogical sources of Chinese authors on the problem of moral education of the younger generation. This made it possible to determine the foundations of moral education in China and the influence of Soviet pedagogy on this process. The article reviews the opinions of Chinese scholars on the definition of the goal, objectives, content of moral education, and the composition of moral qualities of Chinese youth. The ideas, practices and concepts of Soviet teachers, used for many decades by Chinese teachers, which influenced the sustainability of the moral education of Chinese youth, are also revealed. Based on the results of the study of the process of moral education of the younger generation, we identified the methods of educating students in Chinese pedagogy that have a great impact on the integration of education and upbringing, ensuring a positive effect on the formation of moral qualities of young people. The purpose of the study is to substantiate and reveal approaches and ideas for the formation of the theory and practice of moral education in Chinese pedagogy based on the analysis of academic literature. Materials and methods of research: a theoretical analysis of pedagogical literature, documents on the problems of education in China, the methods of systematization, analysis, synthesis, and generalization.

Дагбаева, Н. Ж. Основы нравственного воспитания молодого поколения в Китае: историко-педагогический обзор / Н. Ж. Дагбаева, А. Д. Николаева ; Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - N 4 (36). - С. 38-46. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-38-46
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-38-46

2.

Количество страниц: 5 с.

В статье раскрывается проблема целесообразности использования трансдисциплинарного подхода в подготовке педагогов как одного из новых и перспективных подходов к развитию педагогического образования. Данный подход ориентирует на то, что уровень современного образования должен стать фундаментальным и качественным, направленным на разносторонность, универсальность знаний конкретного человека, педагога, деятельность которого ориентирована на решение комплексных проблем в системе "природа - человек - общество". В статье определены основные теоретические подходы, представлено видение цели и механизмов реализации данного подхода в развитии педагогического образования, что в педагогике довольно редкое явление, особенно в отношении этнокультурного образования.
Article reveals the problem of transdisciplinary approach expediency in teacher training as one of the new and perspective approaches in pedagogical education development. This approach orients on the modern education to be fundamental, higher, qualified and aimed to develop versatile and universal knowledge of every particular person, teacher, whose activity oriented to the solution of complex problems in Һnature - human - societyһ system. The author suggests to use transdisciplinary approach in teacher training from this particular position, especially for the northern schools as ethno-cultural education is natural and cross-curriculum in origin. Article defines general theoretical approaches, represents the vision of the aim and mechanisms of this approach implementation in pedagogical education development, that is rare phenomenon in pedagogy itself, particularly in the ethno-cultural education context.

Николаева, А. Д. Трансдисциплинарный подход в педагогическом образовании в подготовке педагогов для школ Крайнего Севера / А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Бизнес.Образование. Право. - 2018. - N 2 (43). - С.350-354. - DOI: 10.25683/VOLBI.2018.43.219
DOI: 10.25683/VOLBI.2018.43.219

3.

Количество страниц: 6 с.

Николаева, А. Д. Уклад жизни вуза как условие профессионального воспитания студентов / Николаева А. Д., Голиков А. И. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 1 (130). - С. 92-97.

4.

Количество страниц: 6 с.

Целью данной статьи является попытка трансформации воинских/боевых традиций и ритуалов, согласно условиям воспитательно-образовательного пространства ОО командного типа, их систематизации и представления в таких сферах деятельности, как быт, воспитание, обучение. Задачи статьи: рассмотрение сущности интегративного понятия "традиция"; определение взаимосвязи между общепринятыми формами традиций и ритуалов флотского быта, обучения и воспитания и формами их реализации в ОО командного типа. Использованы методы обобщения и систематизации, а также сравнительный и сопоставительный методы. Авторы приходят к выводу, что конструктивное освоение, соблюдение и развитие флотских ритуалов и традиций, являющихся непреложной основой уклада жизни ОО командного типа, позволяют не только выработать механизм трансляции опыта и априори обеспечить преемственность поколений, но и интерпретировать в сознании воспитанников программу необходимого социального поведения, составляющего алгоритм всей служебной деятельности будущих специалистов водного транспорта.

Павлов, Д. И. Формы реализации флотских традиций и ритуалов как основы уклада жизни образовательной организации командного типа = Forms of implementing fleet traditions and rituals as a basis of life for a team type educational organization / Д. И. Павлов, А. Д. Николаева ; Якутский институт водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта", Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2021. – N6-123. – С. 45-50.

5.
Авторы:

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена изучению традиционных ценностей в воспитании молодежи и проблемы ее воспитания на современном этапе. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в условиях глобализации в мировом сообществе ярко проявляются издержки нравственного воспитания. В связи с этим создание системы ценностей в России является приоритетной задачей государственной политики, что определено концепцией модернизации российского образования. И один из способов достичь желаемого и разрешения данной проблемы - это воспитание на традиционных ценностях народа. В статье показано, что российские и китайские традиционные ценности имеют много общего наряду с определенными особенностями. Авторы приводят данные сравнительного анализа традиционных ценностных оснований воспитания молодежи (на материале России и Китая).

Би, Цюшуан. Традиционные ценности в воспитании молодежи в России и Китае / Цюшуан Би, А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – N11 (104). – С. 10-14.

6.

Количество страниц: 6 с.

В статье на основе впервые проведенного научного исследования одной из актуальных проблем общего образования -развитие системы управления школьным образованием выделены основные тенденции становления и развития системы управления в Якутии. Автором обнаружен и описан ряд тенденций, имевших место в период с 1919 по 1990-е гг., связанных с характеристикой функционирования исследуемой системы в целом, определяющих цели и задачи управления образованием, способы их решения, а также свойств системы управления шкальным образованием и др.

Николаева, А. Д. Основные тенденции становления и развития системы управления школьным образованием в условиях PC (Я) / А. Д. Николаева ; Саха государственная педагогическая академия // Наука и образование. - 2005. - N 3 (39). - С. 93-98.

7.
Обложка

Издательство: Национальная библиотека РС (Я)

Год выпуска: 2022

Серия, номер выпуска: Электронные издания Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

Количество страниц: 164 с.

В коллективной монографии представлены теория и практика кочевого образования, модели организации и особенности ресурсного сопровождения образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни с учётом современной социокультурной ситуации и коллективного портрета детей, педагогов и родителей. Предназначено для широкого круга специалистов и ученых, исследующих проблемы образования
8.

Количество страниц: 6 с.

Находкина, И. И. Формирование познавательного интереса младших школьников к национальной культуре и традициям народа средствами образовательной робототехники / И. И. Находкина, А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – N10 (115). – С. 20-24.

9.

Количество страниц: 4 с.

Давыдова, Е. М. Содержание и технологии межкультурного воспитания обучающихся (на примере иностранных языков) / Е. М. Давыдова, А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – N10 (115). – С. 10-13.

10.

Количество страниц: 10 с.

Николаева, А. Д. Образование в условиях кочевья (научный обзор) / А. Д. Николаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". – 2021. – N 1 (21). – C. 5-13.