Николаева Алла Дмитриевна (1950)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Педагогический институт ; 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 2 ; e-mail: ad.nikolaeva@s-vfu.ru, allanikol@list.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р пед. наук

Область научных интересов: Региональные проблемы развития образования, педагогические инновации, экспертиза, история отечественного образования, теория и практика профессионального образования

ID Автора: SPIN-код: 9094-2430, РИНЦ AuthorID: 396058

Деятельность: Работала учителем русского языка и литературы в школах г. Покровска и Таттинского района, методистом Сунтарского, Нюрбинского РОНО, заведующим РМК Якутского гороно, заведующим кабинетом ЯРИИУ. В 1991-2001 гг. - главный специалист Министерства образования РС(Я), в 2001-2011 гг. - проректор Саха государственной педагогической академии. C 2011 г. работает в СВФУ им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 10 из 12
1.

Количество страниц: 7 с.

В современных условиях актуальным становится проблема адаптации лучшего опыта образования дружественных стран, в том числе Китая, как одной из стран, отличающейся положительной динамикой в повышении качества образования. Достаточно долгое время в педагогическом сообществе, и не только в Китае, сущность обучения рассматривали в аспекте того, что обучение - это процесс, в ходе которого учителя, используя свои знания, навыки и техники, обучают школьников при активном и сознательном участии последних. Уже тогда обучение рассматривали как процесс познания, особый процесс, который отличается от других подобных процессов в жизни людей с точки зрения объекта познания, скорости, методов. В конце пятидесятых годов прошлого века в педагогическом сообществе возникла идея того, что в образовательном процессе нужно следовать уравнению «практика - теория - практика». По этой причине многие ученые в Китае стали проводить исследования на предмет сущности обучения. Цель и задачи проведенного исследования заключались в анализе теории и практики изучения процесса обучения, в том числе методов, в Китае, Одними из них представлены ситуативные методы обучения. При этом использовались методы теоретического анализа, синтеза, интерпретации, обобщения. Основные результаты: в ходе анализа выявлены успешные практики использования методов обучения и воспитания обучающихся, дана характеристика и определены особенности ситуативных методов обучения на основе Концепции ситуативного обучения Ли Цзилинь. Данные методы представлены как способы «живого» обучения, которые способствуют соблюдению принципа «обучая - воспитывать».

Николаева, А. Д. Особенности ситуативных методов обучения в Китае / А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 24-30.

2.

Количество страниц: 6 с.

Целью данной статьи является попытка трансформации воинских/боевых традиций и ритуалов, согласно условиям воспитательно-образовательного пространства ОО командного типа, их систематизации и представления в таких сферах деятельности, как быт, воспитание, обучение. Задачи статьи: рассмотрение сущности интегративного понятия "традиция"; определение взаимосвязи между общепринятыми формами традиций и ритуалов флотского быта, обучения и воспитания и формами их реализации в ОО командного типа. Использованы методы обобщения и систематизации, а также сравнительный и сопоставительный методы. Авторы приходят к выводу, что конструктивное освоение, соблюдение и развитие флотских ритуалов и традиций, являющихся непреложной основой уклада жизни ОО командного типа, позволяют не только выработать механизм трансляции опыта и априори обеспечить преемственность поколений, но и интерпретировать в сознании воспитанников программу необходимого социального поведения, составляющего алгоритм всей служебной деятельности будущих специалистов водного транспорта.

Павлов, Д. И. Формы реализации флотских традиций и ритуалов как основы уклада жизни образовательной организации командного типа = Forms of implementing fleet traditions and rituals as a basis of life for a team type educational organization / Д. И. Павлов, А. Д. Николаева ; Якутский институт водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта", Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2021. – N6-123. – С. 45-50.

3.
Авторы:

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена изучению традиционных ценностей в воспитании молодежи и проблемы ее воспитания на современном этапе. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в условиях глобализации в мировом сообществе ярко проявляются издержки нравственного воспитания. В связи с этим создание системы ценностей в России является приоритетной задачей государственной политики, что определено концепцией модернизации российского образования. И один из способов достичь желаемого и разрешения данной проблемы - это воспитание на традиционных ценностях народа. В статье показано, что российские и китайские традиционные ценности имеют много общего наряду с определенными особенностями. Авторы приводят данные сравнительного анализа традиционных ценностных оснований воспитания молодежи (на материале России и Китая).

Би, Цюшуан. Традиционные ценности в воспитании молодежи в России и Китае / Цюшуан Би, А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – N11 (104). – С. 10-14.

4.

Количество страниц: 6 с.

В статье приводятся основные результаты исследования, которое имело цель: обосновать индигенный подход в подготовке педагогов как один из перспективных способов достижения фундаментального (междисциплинарного), качественного уровня образования, универсального и разностороннего знания. Автором приведена аргументация тезиса о том, что этнокультурное образование, по своей сути, "изначально природосообразно и межпредметно", следовательно, данный подход будет способствовать решению комплекса проблем в системе "природа-человек-общество". Актуализированы отбор и обоснование общих характеристик применительно к этнокультурному образованию, их соединение с особенными региональными параметрами и уникальными социокультурными феноменами на основе определения сущности индигенного подхода. Приводится обоснование разработки и реализации образовательной программы подготовки педагога-учителя начальных классов и тьютора в сельской малокомплектной (кочевой) школе Севера, в содержании которой используется индигенный подход с учетом трансдисципли-нарности.

Николаева, А. Д. Индигенный подход в подготовке будущих педагогов / А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – N10 (103). – С. 32-37.

5.

Количество страниц: 6 с.

В статье на основе впервые проведенного научного исследования одной из актуальных проблем общего образования -развитие системы управления школьным образованием выделены основные тенденции становления и развития системы управления в Якутии. Автором обнаружен и описан ряд тенденций, имевших место в период с 1919 по 1990-е гг., связанных с характеристикой функционирования исследуемой системы в целом, определяющих цели и задачи управления образованием, способы их решения, а также свойств системы управления шкальным образованием и др.

Николаева, А. Д. Основные тенденции становления и развития системы управления школьным образованием в условиях PC (Я) / А. Д. Николаева ; Саха государственная педагогическая академия // Наука и образование. - 2005. - N 3 (39). - С. 93-98.

6.
Обложка

Издательство: Национальная библиотека РС (Я)

Год выпуска: 2022

Серия, номер выпуска: Электронные издания Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

Количество страниц: 164 с.

В коллективной монографии представлены теория и практика кочевого образования, модели организации и особенности ресурсного сопровождения образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни с учётом современной социокультурной ситуации и коллективного портрета детей, педагогов и родителей. Предназначено для широкого круга специалистов и ученых, исследующих проблемы образования
7.

Количество страниц: 6 с.

Находкина, И. И. Формирование познавательного интереса младших школьников к национальной культуре и традициям народа средствами образовательной робототехники / И. И. Находкина, А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – N10 (115). – С. 20-24.

8.

Количество страниц: 4 с.

Давыдова, Е. М. Содержание и технологии межкультурного воспитания обучающихся (на примере иностранных языков) / Е. М. Давыдова, А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – N10 (115). – С. 10-13.

9.

Количество страниц: 10 с.

Николаева, А. Д. Образование в условиях кочевья (научный обзор) / А. Д. Николаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". – 2021. – N 1 (21). – C. 5-13.

10.

Количество страниц: 4 с.

Николаева, А. Д. Проблемы формирования и развития ценностных ориентаций сельских школьников / А. Д. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Евразийский союз ученых. – 2015. – Ч. 6, N 4 (13). – С. 68-71.