Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 96
1.

Количество страниц: 9 с.

В данной статье на примере окрестностей озера Лабынкыр Республики Саха (Якутия) рассматривается проблема изучения ландшафтной структуры труднодоступных территорий. Выделяются и описываются характерные особенности природы уникального озера Лабынкыр. С позиции дифференциации ландшафтной структуры производится анализ вегетационных индексов. Представлен результат использования NDVI (Нормализованный индекс разницы растительности), TVI (Трансформированный вегетационный индекс), NRVI (Нормализованное соотношение индекса растительности), MTVI2 (Модифицированный треугольный индекс растительности - улучшенный), MSAVI2 (Модифицированный индекс растительности с коррекцией по почве - 2). Применяется методика, основанная на опыте исследований схожих по труднодоступности территорий и использующая калькулятор растров программного обеспечения QGIS в совокупности с данными о крутизне склонов, полученных с помощью цифровой модели. Особое внимание уделяется особенностям рельефа, так как он является одним из ведущих факторов формирования типа местности. Выделяются и описываются характерные особенности пяти типов местности исследуемой территории: склоновый делювиально-солифлюкционный, склоновый делювиально-коллювиальный, моренный (предгорный моренный), горно-долинный, ледниково-долинный. На основании анализа собранного полевого материала, а также привлечения методов дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий выявлена пространственная организация ландшафтов и представлена картосхема.
In this article the problem of studying the landscape structure of inaccessible territories is considered on the example of the neighbourhood of Lake Labynkyr in the Republic of Sakha (Yakutia). The characteristic features of the nature of the unique Lake Labynkyr are highlighted and described. From the position of landscape structure differentiation vegetation indices are analysed. The result of using NDVI (Normalised Difference Vegetation Index), TVI (Transformed Vegetation Index), NRVI (Normalised Ratio Vegetation Index), MTVI2 (Modified Triangular Vegetation Index - improved), MSAVI2 (Modified Soil Corrected Vegetation Index - 2) is presented. The methodology used is based on the experience of studies of areas of similar inaccessibility and uses the raster calculator of QGIS software in combination with slope steepness data obtained from the digital model. Particular attention is paid to the features of the relief, as it is one of the leading factors in the formation of the type of terrain. Characteristic features of five terrain types of the study area are identified and described: slope deluvial-solifluctional, slope deluvial-colluvial, moraine (foothill moraine), mountain-valley, glacial-valley. Based on the analysis of the collected field material, as well as the use of remote sensing methods and geoinformation technologies, the spatial organisation of landscapes was revealed and a map scheme was presented.

Обутов, К. А. Изучение ландшафтной структуры труднодоступных территорий с применением ГИС-технологий (на примере озера Лабынкыр) / Обутов К. А., Дегтева Ж. Ф., Данилов Ю. Г. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Успехи современного естествознания. - 2023. - N 12. - С. 146-154. - DOI: 10.17513/use.38185
DOI: 10.17513/use.38185

2.

Количество страниц: 3 с.

В статье рассматриваются вопросы об эффективности использования современных информационных технологий на уроках биологии в общеобразовательных организациях, о задачах в конструировании методики преподавания, преимуществах мультимедийных технологий, о разнообразии технических средств.
The article discusses the effectiveness ofusing modern information technologies in biology classes,about new challenges in the design of teaching methods,about the benefits of multimedia technologies, and aboutthe variety of technical tools.

Семенова, А. П. Использование современных информационных технологий на уроках биологии / А. П. Семенова ; МБОУ "Вилюйская СОШ N 3 имени Героя Советского Союза Н. С. Степанова" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1(126). - С. 68-70.

3.

Количество страниц: 2 с.

В статье рассматриваются вопросы конструирования заданий для уроков информатики, а также приводятся примеры контекстных заданий, которые представляют собой инструмент усвоения и применения знаний, позволяющий в условной обстановке решать конкретные, реальные задачи.
The article deals with the design of tasksfor informatics lessons, as well as examples of contextualtasks, which are a tool for mastering and applyingknowledge, which allows solving specific, real problems ina conditional setting.

Харитонова, М. И. Контекстные задания на уроках информатики как инструмент развития функциональной грамотности / М. И. Харитонова ; МБОУ "Майинский лицей им. И. Г. Тимофеева" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1 (126). - С. 59-60.

4.

Количество страниц: 3 с.

В статье в простой и доступной форме разъяснен курс внеурочного занятия по робототехнике. Раскрывается организация занятий с детьми с конструктором LegoWeDo 2.0. Автор описывает навыки, позволяющие развивать конструктор у младших школьников.
The article explains in a simple and accessibleform the course of extracurricular activities "robotics". Theorganization of classes with children with the constructorLegoWeDo 2.0 is revealed. The author describes what skillsthe designer allows to develop in younger students.

Кычкин, В. В. Реализация курса робототехники в общеобразовательном учреждении / В. В. Кычкин ; МБОУ "Тюнгюлюнская средняя общеобразовательная школа им. А. С. Шахурдина с УИОП" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1 (126). - С. 46-48.

5.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена роли искусственного интеллекта в реализации права, в частности, затрагивается проблема развития "сильного" искусственного интеллекта (англ. Artificial General Intelligence - AGI). В отличие от существующих в настоящее время моделей "слабого" искусственного интеллекта, AGI способен приступить к выполнению тех функций, которые не были изначально предусмотрены, которые требуют общего подхода и обобщенных знаний об окружающем мире в настоящий момент. Авторами исследованы угрозы в применении искусственного интеллекта в настоящий момент и перспективы развития "сильного" искусственного интеллекта в контексте реализации права. Делается вывод о том, что за Һсильнымһ искусственным интеллектом кроется практически потенциал возможностей, благоприятные и негативные последствия его использования зависят от того, каким образом государство и общество распорядятся полученными технологиями.

Шадрин, В. В. Сильный искусственный интеллект: угрозы и перспективы развития в реализации права / В. В. Шадрин, А. И. Спиридонов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 3 (31). - C. 78-83. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-78-83
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-78-83

6.

Количество страниц: 9 с.

В ландшафтных и биогеографических исследованиях особую актуальность имеет оценка процесса фотосинтеза, влияющего на возможность определения продуктивности фитоценозов, расчета прироста фитомассы. Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для оценки индекса листовой поверхности (LAI) со временем получает все больший размах благодаря их малой цены, высокой эффективности функционирования и точности. Основой для определения LAI является модель для щелевой фракции, теоретически оцениваемой с использованием закона Бера-Бугера-Ламберта. Проанализирована возможность определения растительности с применением БПЛА, на борту которого может быть установлен либо лидар либо мультиспектрометр. В первой задаче определяется по методу вычисления логарифма щелевой функции (фракции), умноженной на косинус угла сканирования и деленной на коэффициент ослабления. Во второй задаче используется существующая корреляции между известными вегетационными индексами и . Модели эмпирической статистической регрессии могут быть пригодными для определения LAI после определения различных вегетационных индексов. На основе результатов проводимых мультиспектральных измерений было обнаружено, что методика определения LAI, основанная на измерении интенсивности лучей, прошедших через крону растений приводит к сильно зашумленным оценкам. По этой причине было решено использование щелевой фракции (GF) При этом использован тот экспериментально установленный факт о том, что при умножении логарифма вегетационного индекса на высоту крону указанная корреляция значительно усиливается. Для повышения достоверности полученных значений предложено использовать средне интегральное значение этого показателя, вычисляемого путем составления и вычисления оптимизационной вариационной задачи, содержащей дополнительно вводимое ограничительное условие. При этом удается решить обе задачи на максимум, т.е. появляется возможность повысить отношения сигнал/шум вычисляемой величины индекса . В обоих процедурах оптимизационных расчетов присутствуют обобщенные показатели, имеющие различный физический смысл.
In landscape and biogeographic studies, the assessment of the photosynthesis process, which a ects the possibility of determining the productivity of phytocenoses, calculating the growth of phytomass, is of particular relevance. The use of unmanned aerial vehicles (UAVs) to evaluate the leaf surface index (LAI) is gaining more and more scope over time due to their low price, high operational e ciency and accuracy. The basis for determining LAI is a model for the slit fraction, theoretically estimated using the Bera-Booger- Lambert law. The possibility of determining the LAI of vegetation using a UAV, on board of which either a lidar or a multispectrometer can be installed, is analyzed. In the rst problem, LAI is determined by calculating the logarithm of the slit function (fraction) multiplied by the cosine of the scanning angle and divided by the attenuation coe cient. The second problem uses the existing correlations between known vegetation indices and LAI. Empirical statistical regression models may be suitable for determining LAI after determining various vegetation indices. Based on the results of multispectral measurements, it was found that the LAI determination technique based on measuring the intensity of rays that passed through the crown of plants leads to highly noisy estimates. For this reason, it was decided to use the slit fraction (GF), while using the experimentally established fact that when multiplying the logarithm of the vegetation index by the height of the crown, this correlation is signi cantly enhanced. To increase the reliability of the obtained LAI values, it is proposed to use the average integral value of this indicator, calculated by composing and calculating an optimization variational problem containing an additional restrictive condition. At the same time, it is possible to solve both problems to the maximum, i.e. it becomes possible to increase the signal-to-noise ratio of the calculated value of the LAI index. In both optimization calculation procedures, there are generalized indicators that have di erent physical meanings.

Гумбатов, Д. А. Усовершенствование методик определения индекса листовой поверхности с применением беспилотных летательных аппаратов для определения продуктивности фитоценозов / Д. А. Гумбатов, Ю. Г. Данилов ; Национальное аэрокосмическое агентство Азербайджана, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Науки о земле. - 2023. - N 4 (32). - C. 51-59. - DOI: 10.25587/2587-8751-2023-4-51-59
DOI: 10.25587/2587-8751-2023-4-51-59

7.

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2022

Количество страниц: 138 с.

В пособии изложены основы знания о криптовалюте, как о новом этапе развития денежной системы. Весь материал можно разбить условно на четыре части. Вводная часть поможет читателю лучше понять логику появления новых видов денег, Вторая часть пособия содержит все необходимые сведения о компьютерных и криптографических технологиях, на основе которых функционирует криптовалютная система. В третьей части приведён основной материал книги - криптовалюта, как особый вид электронных денег; блокчейн - как база данных со специальной для криптовалютных транзакций структурой; майнинг - как уникальный способ эмиссии денег на пиринговой компьютерной сети. Четвёртая часть пособия объединяет все практические вопросы - крипторынок и его анализ, сферы применения и способы зарабатывания на криптовалютах. Книга адресована начинающим пользователям криптовалюты и всем тем, кто хотел бы получить достаточно полное и систематизированное представление в этой новой области знания.

Данилов, Н. Н. Криптовалюта. Необходимый минимум знаний : пособие для начинающих / Н. Н. Данилов. - Любляна : [б. и.], 2022. - 1 файл (138 с. ; 73,7Мб).

8.

Количество страниц: 10 с.

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления опыта обучения на онлайн курсах не только в стенах ВУЗа и что больше всего привлекает студентов в них. Сегодня существует множество образовательных платформ и предложений на рынке дистанционных курсов и там представлены не только ВУЗы и ССУЗы. У студентов открылись возможности широкого выбора онлайн курсов, для выявления какой они делают выбор и что их привлекает был проведен онлайн опрос (n-606) в Северо-Восточном Федеральном Университете (СВФУ). Результаты проведенного исследования показывают, что у большинства есть опыт прохождения онлайн курсов, и это в основном гуманитарного профиля подготовки опрошенные студенты. Доля, попавших в выборку студентов (10 %) имеет опыт обучения онлайн курсов других ВУЗов РФ и зарубежья. В оценке привлекательности онлайн обучения по признаку пола респондентов не было существенных различий. Была отмечена "гибкость времени" в прохождении онлайн курсов (35,7 %) притом, эта сторона наиболее привлекательна для опрошенных студентов первого и второго курсов. Ответы на вопросы - "продолжительность лекций не такое длительное" (11,0 %) и "возможность отключить, если лекция не понравилась" (7,3 %), видимо, можно отнести к "экономии" времени. Возможность "вернуться" и повторно послушать, если что-то непонятно (25,1 %) и что такие лекции "имеют разные ссылки, куда можно заходить и смотреть" (20,8 %) также были отмечены как привлекательная сторона. Дальнейшее развитие онлайн образования может повысить качество образования (45,5 %), расширить свободу выбора студентами онлайн-курсов (20,8 %). The article presents the results of a study conducted to identify the experience of learning in online courses that comes apart from universities as well as what most attracts students to online courses. Today, there are many educational platforms and programs related to online learning; universities and colleges are now not the only source of online studies. Students have a wide choice of online courses, and in order to indicate what they choose and what affects their choice, an online survey (n-606) was conducted at the North-Eastern Federal University (NEFU). The results of the study show that the majority of respondents have experience of taking online courses, and those were mostly students of humanitarian profile. The proportion of students included in the sample (10 %) has experience in learning via online courses in other universities in the Russian Federation and abroad. There were no significant differences in assessing the attractiveness of online learning based on the gender of the respondents. The "time flexibility" in taking online courses was noted (35.7 %), moreover, the "time flexibility" is most attractive attribute for the first and second year students surveyed. Respondents’ answers to the question why they consider the "time flexibility" parameter attractive: "the duration of lectures is not so long" (11.0 %) and "the ability to turn off if the lecture is not liked" (7.3 %), apparently, can be attributed to the time savers. Other parameters were noted as attractive: the ability to "go back" and listen again if something is not clear (25.1 %); and for this type of lectures "you have different links where you can go and watch" (20.8 %). Further development of online education may improve the quality of education (45.5 %), expand the students’ freedom of choose when considering online courses (20.8 %).

Винокурова, Д. М. Онлайн обучение в высшем образовании: временное и социальное измерение / Д. М. Винокурова, Н. Р. Максимов ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10, N 3. - C. 38.

9.

Количество страниц: 7 с.

В 2020 г. привычный порядок проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России пришлось скорректировать из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В данной статье освещаются вопросы подготовки к экзамену в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)) в весенний период 2020 г. в условиях соблюдения социальной дистанции из-за пандемии коронавируса. Впервые подготовка к ЕГЭ проходила в условиях дистанционного обучения и ограничительных мер, что повлекло за собой изменения в подготовительном процессе. Школьники в этом году готовились к экзамену дольше, так как сроки проведения экзаменов были передвинуты. В 2020 г. ЕГЭ выполнял единственную функцию - вступительную: экзамен сдавали только те выпускники школ, которые планировали поступить в высшие учебные заведения. Материал статьи опирается на опрос, проведённый среди 134 первокурсников гуманитарных направлений Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (СВФУ). Студентам бакалавриата было предложено ответить на ряд вопросов, которые были связаны с подготовкой к экзамену в непривычных обстоятельствах. Анкетирование было организовано магистрантами второго года обучения педагогического профиля Исторического факультета СВФУ программы "Гражданское образование в России: традиции и современность". По результатам анкетирования уточнены отдельные проблемы подготовки к ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) в 2020 г., а также предложения, которые могут быть полезны для выпускников школ 2020-21 учебного года. Основным затруднением, с которым столкнулись выпускники в ходе дистанционной подготовки к ЕГЭ, является низкий уровень дисциплинированности и самостоятельности. In 2020, the usual procedure for the USE in Russia have had to be adjusted due to the spread of "COVID-19". This article covers the problems of preparation for the USE in the Republic of Sakha (Yakutia) in spring 2020 when "COVID-19" spread. For the first time, preparation for the USE was held under distance learning and restrictive measures and caused significant changes in the process. Children this year were preparing longer to the USE because the terms of the exams were adjusted. This year, the USE performed only the only function - admission to a higher education institution: the exam was passed only school graduates who plan to enter higher educational institutions. The article is based upon the survey conducted among 134 first-year students of the humanitarian areas of the North-Eastern Federal University. The respondents answered a number of questions that reveal the nuances of preparing for the exam in unusual circumstances. The survey was organized by undergraduates from the History Department of North-Eastern Federal University. According to the results of the bachelor's answers, the nuances of preparing for the USE in 2020 in the Republic of Sakha (Yakutia) were clarified, we have also developed the next academic year proposals on the basis of which the preparation of students in the next year can be adjusted. Currently, the main material for preparing for the USE can be found on the Internet, which requires communication and technical support. The most important condition for remote preparation for the USE is enough independent and organized.

О подготовке к единому государственному экзамену в условиях дистанционного обучения / С. С. Атласова, А. В. Винокурова, В. А. Владимирова [и др.] ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика ипсихология. - 2020. - Т. 8, N 6. - C. 14.

10.

Количество страниц: 9 с.

В статье как обоснование рассматривается внедрение цифровизации во все сферы человеческой жизни, и отмечается глобальность и необратимость данного процесса. В рамках исследуемой проблемы обозначена фундаментальность происходящих изменений, отмечены положительные стороны и риски, связанные с внедрением глобальной цифровизации. Актуальность статьи связана с новыми подходами и требованиями к подготовке инженерных кадров. Цифровизация индустриальных процессов требует инженеров нового типа, способного организовывать взаимодействие подсистем новейшей техники, понимание особенностей развития технологий, концентрации и управления информационной перегрузкой, имеет аналитические способности для решения проблем, творческие навыки практического мышления, креативность в разрешении создавшихся ситуаций, во взаимодействии со смежными профессиями. Межличностные отношения фундаментальны для развития личности и являются составной частью взаимодействия, взаимосвязи между людьми. В статье приводятся результаты эмпирических исследований на констатирующем этапе, которые в какой-то степени доказывают имеющиеся проблемы межличностного отношения у студентов первого курса на этапе знакомства, обозначена тенденция к независимости, необщительности, избегания борьбы среди студентов старших курсов, что указывает на существующую проблему межличностных отношений. Автор надеется, что проведенные исследования могут быть дополнением для констатирования того факта, что внедрение цифрового образовательного пространства создают определенные проблемы в межличностном отношении, которая является фундаментом развития личности и вопрос требует всестороннего внимания исследователей педагогики и психологии. The article considers the introduction of digitalization in all spheres of human life as a justification, and notes the globality and irreversibility of this process. Within the framework of the studied problem, the fundamental nature of the ongoing changes is indicated, the positive aspects and risks associated with the introduction of global digitalization are noted. The relevance of the article is associated with new approaches and requirements for the training of engineers. Digitalization of industrial processes requires engineers of a new type, able to organize the interaction of subsystems of the latest technology, understanding the features of technology development, concentration and management of information overload, has analytical abilities to solve problems, creative skills of practical thinking, creativity in resolving situations, in interaction with related professions. Interpersonal relationships are fundamental for the development of personality and are an integral part of the interaction, the relationship between people. The article presents the results of empirical studies at the ascertaining stage, which to some extent prove the existing problems of interpersonal relations among first-year students at the stage of acquaintance, the tendency to independence, lack of communication, avoidance of struggle among senior students, which indicates the existing problem of interpersonal relations. The author hopes that the conducted research can be an addition to stating the fact that the introduction of digital educational space creates certain problems in interpersonal relations, which is the Foundation of personal development and the issue requires the full attention of researchers of pedagogy and psychology.

Варламова, Л. Д. Проблемы межличностных отношений студентов технического вуза в условиях цифровизации общества / Л. Д. Варламова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, N 6. - C. 74.