Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 25
1.
Автор:
Vasilev Valerii E.

Год выпуска: 2016

All the peoples of a vast northern part of Eurasia and the Arctic, in particular, have known the idea of sacredness of the feminine origin of mother-goddesses, giving birth to all life on earth, since the Paleolithic and Neolithic ages. It is probably that time that Siberian shamanism originates from. It is based on the animistic ideas on the cycle of souls of fur-bearing animals, birds and revered people who were buried the same way inside damp caves. This can be clearly seen in the bear feast, the genesis of which is observed in Eurasian ancient monuments. In their ethnographic past the peoples of Siberia had the custom of the totem birds’, beasts’ and shamans’ bones burial on the tree branches or in the tree hollows. More developed animism forms led to the construction of sarcophagi and air burials on poles. The fetishes, associated with totemism and the cult of ancestors, have been widely used in Siberian shamanism until recently. Sometimes they are found in their relic and transformed form in the ceremonies of modern holidays as well as in urban “shamans’” and psychics’ practice. However, the fact that remains unchanged is that tambourines and stringed instruments have always been one of the most important attributes, the instruments prototypically running back to hunting bows and bags for storage of their ancestors’ spirits. In a more rigorous understanding of this phenomenon the fetishes in archaic societies served as ancestral shrines and turned into musical instruments much later
У всех народов широкой северной полосы Евразии и, в частности, Арктики идея сакральности женского начала богинь-матерей, порождающих всё живое на Земле, была известна с эпохи палеолита и неолита. Вероятно, именно с той поры берёт начало и сибирское шаманство, в основе которого лежали анимистические представления о круговороте душ промысловых зверей, птиц и почитаемых людей, схожим образом хоронимых внутри сырых пещер, что отчётливо видно в медвежьем празднике, генезис которого наблюдается в древнейших памятниках Евразии. В этнографическом прошлом у народов Сибири существовал обычай погребения костей тотемных птиц, зверей и шаманов на ветвях или в дуплах растущих деревьев. Более развитые формы анимизма привели к сооружению саркофагов и воздушных погребений на столбах. В сибирском шаманстве фетиши, связанные с тотемизмом и культом предков, широко применялись до недавних пор. Иногда они в пережиточной, трансформированной форме встречаются в церемониях современных праздников, а также в практике разных городских "шаманов" и экстрасенсов. Но неизменным остаётся то, что одним из самых важных атрибутов всегда выступают бубны и смычковые или струнные инструменты, восходящие к прототипам как охотничьи луки и мешки для хранения духов предков. В более строгом понимании данного феномена эти фетиши в архаических обществах служили родовыми святынями и лишь гораздо позднее превратились в музыкальные инструменты
2.

Издательство: [и. с.]

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 64 с.

Биобиблиографический указатель посвящен 80-летию со дня рождения члена Союза журналистов и писателей России, кандидата исторических наук, лектора, члена Ассоциации народной медицины РС (Я), целителя, алгысчыта П. Н. Ильяхова-Хамса
3.

Издательство: ГАУ РС(Я) "НЦАНН РС(Я) им И. С. Жараева"

Год выпуска: 1982

Фильм "Времена сновидений" является результатом совместной работы этнографа Е. С. Новик, музыковеда Э. Е. Алексеева и оператора-режиссера Андриса Слапиньша. Фильм собрал воедино полевые материалы десяти лет этнографических экспедиций по отдаленным районам Сибири. Фильм повествует о жизни и традициях коренных народов (чукчей, нанайцев, эвенков, эскимосов, якутов, ульчей, удэгейцев). Основная версия фильма "Времена сновидений. Шаманские традиции сибирских народов" запечатлела последних великих шаманов ХХ века
5.
Автор:
Чиркова Александра Константиновна
Заглавие: Мой отец - шаман

Издательство: Якутия

Год выпуска: 2006

Количество страниц: 152 с.

Эта книга о жизни абыйского шамана Чиркова Константина Ивановича. Повествуя о своем отце, автор размышляет над духовной и целитильской практикой шаманов как высшей ступенью народного врачевания и приходит к выводу, что шаманское лечение представляет собой системно-комплексный подход к человеку, основанный на психологическом принципе, и вполне может быть использовано в современной лечебной практике. Благодаря новому пониманию реальности и природы человека, опираясь на современные исследования сознания и мышления, автор стремится очистить имена шаманов - носителей древней мудрости от старых, недальновидных убеждений и навязанных ярлыков. Многие проблемы, обсуждаемые в книге чрезвычайно важны и представляют всеобщий интерес, особенно для тех, кто разумно и пытливо интересуется древней мудростью, мифологией, культурой и устным художественным творчеством, мировоззрением и миропониманием шаманов, целительством
6.
Автор:
Бурыкин Алексей Алексеевич

Издательство: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение

Год выпуска: 2007

Количество страниц: 294 с.

Кто такие шаманы? Что такое шаманство - религия, особое знание о мире, медицина или болезнь? Как люди становятся шаманами? Можно ли выучиться на шамана и правда ли то, что процесс обучения займет не меньше двадцати лет? Можно ли доверять учебникам
7.

Количество страниц: 7 с.

В статье вниманию читателей предлагаются полузабытые слова из лексики шаманизма народа саха. Эти термины, вводимые нами в научный оборот, важны в том смысле, что могут внести некоторую ясность в вопросы о времени возникновения шаманов и их культовых практик. Известно, что архаичные символы лежат в основе многих современных ритуалов, сакральный смысл которых иногда теряется. Для восстановления забытых религиозных терминов нужно применять всесторонний анализ, объединяющий материалы этнографии, лингвистики, семиотики и фольклора. Этимологические и семантические параллели терминов дают повод утверждать, что шаманизм имеет общие истоки у всех народов алтайской языковой семьи. Здесь мы приводим термины, которые в совокупности объединены архаичным культом богинь-магерей и плодородия, четко прослеживаемым в шаманстве народов Сибири и Центральной Азии.
In this article, the readers are offered half-forgotten words from the vocabulary of shamanism of the Sakha people. These terms, introduced by us into scientific use. arc important in the sense that they can bring some clarity to the questions about the time of shamans and their religious practices. It is known that archaic symbols are the basis of many modem rituals, the sacred meaning of which is sometimes lost. In order to restore the forgotten religious terms, it is necessary to apply a comprehensive analysis that combines the materials of Ethnography, linguistics, semiotics and folklore. Etymological and semantic parallels of terms give reason to assert that shamanism has common origins among all peoples of the Altai language family. Here we give the terms, which together arc united by the archaic cult of goddesses-mothers and fertility, clearly traced in the shamanism of the peoples of Siberia and Central Asia.

Васильев, В. Е. Термины шаманизма, не вошедшие в "Толковый словарь якутского языка" (к проблеме мифо-религиозных и семантико-этимологических параллелей) / В. Е. Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 134-140.
DOI: 10.25693IGI2218-1644.2018.04.015

8.

Ответственность: Гоголев Анатолий Игнатьевич (Редактор)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2016

Количество страниц: 128 с.

В монографии раскрывается трансформация традиционной культуры в Республике Саха (Якутия) к концу XX - началу XXI в., влияние на нее социально-политических факторов в условиях модернизационных и глобализационных процессов в мире. Рассмотрены динамика изменений в материальной и духовной культуре якутов, адаптационные способности и механизмы трансформации этнической традиции

Брагина, Дария Григорьевна.
Трансформация традиционной культуры якутов (конец XX - начало XXI в.) : [монография] / Д. Г. Брагина ; отв. ред. вице-президент АН РС(Я), заслуж. деятель науки РФ, д.и.н., проф. А. И. Гоголев ; Акад. наук Респ. Саха (Якутия). - Новосибирск : Наука, 2016. - 117, [2] с.

9.

Год выпуска: 1992

Количество страниц: 40 с.

Библиографический список литературы "Якутский шаманизм" составлен навстречу Международной конференции по проблемам шаманизма в г. Якутске и охватывает литературу, вышедшую с XVIII века. С наибольшей полнотой отражена литература из фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)
10.

Издательство: Вече

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 488 с.

На первый взгляд название новой книги из серии "Великие тайны" представляется неожиданным. Что общего между жрецами культа воду (вуду) с острова Гаити и из ряда стран Западной Африки и шаманами коренных народов Сибири и Дальнего Востока? Оказывается, вуду представляет собой фрагментарную разновидность шаманизма и при всей географической полярности и тропических корнях во многом родственна мистериям сибирских шаманов. Исследователь из Якутска Владимир Федоров на уникальном этнографическом материале показывает, что шаманизм - отнюдь не"опиум для народа", а мощнейший пласт культуры народов Севера, свидетельство своеобразногоменталитета жителей тундры и тайги. Наиболее знаменитые шаманы - это отнюдь не "религиозные мракобесы", "пособники местных князьков" и "полуграмотные шарлатаны", как полагали апостолы "научного" атеизма. Напротив, среди шаманов всегда было немало великих целителей, хранителей народных традиций, защитников угнетенных; они управляли явлениями природы и обращались с силами Верхнего и Нижнего миров. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями, репродукциями картин сибирских художников