Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 2310
1.

Количество страниц: 4 с.

Мухоплева, С. Д. Всероссийская научно-практическая конференция (полевая сессия) / С. Д. Мухоплева, Н. В. Павлова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 2 (15). - С. 120-123.

2.

Количество страниц: 8 с.

В данной статье анализируется роль хоролоров в этногенезе саха, которых считали сыновьями Солнца и которые почитали Орла и Ворона. Якутских хоро связывали с забайкальскими хоринцами и также считали хоринцами. Хоринцев в свою очередь связывают с курыканами, хор-шивеями, с монгольскими племенами хорласов и хорчин. Отдельной фратрией хоринцев считаются туматы и батулинцы, также имеющиеся в родовом составе саха. Исследуется возможность этнической связи хоролоров с баргутами и даурами – монголоязычными народами, проживающими во Внутренней Монголии, а также с хоораями (самоназвание хакасов). В фольклорных текстах подчеркивается, что хоро имели собственный язык, которым пользовались шаманы в своих камланиях. Анализируется этимологическая связь якутского слова хоро с этнонимами хорваты, хурриты-хор (поклонники культа Солнца-Хорса), юэчжэми-хор и тохары, а также с Корё-Когурё и др. Таким образом, термин хоро имеет и северные параллели, и центральноазиатские, что связывает предков саха с предками монголоязычных народов.
This article deals with the problem of the horolors in the ethnogenesis of Sakha, who were considered the sons of the Sun, and who revered the Eagle and the Crow. The Yakut people were well associated with the Trans-Baikal Chorintsy, and this was so strengthened in the scientific literature that they are also considered the Chorinians. Horintsev, in turn, is associated with the Kurykans, Chorus shivei, with Mongolian tribes, the Horlases and Horchins. A separate phratry of the Chorintsy is considered to be the Tumat and Batulintsy, also found in the generic Sakha. The possibility of ethnic connection of the chorolors with bargots and dauri-Mongolian-speaking peoples living in Inner Mongolia, as well as with the Hoorai (the self-name of the Khakas) is being explored. In folklore texts are emphasized that they had their own language, their language was used by shamans in their rituals. The etymological relationship of the Yakut word Horo with ethnonyms Croats, Hurrit-choir (worshipers of the cult of the Sun-Horse), with the Yuezhi-Choir and Tokhars, the Paleo-Asiatics of Kore-Korea, and the Tungus word k'or are derived from the Koryak derivative. Thus, the term horo has both northern parallels and Central Asian, linking the ancestors of Sakha with the ancestors of Mongolian-speaking peoples.

Ушницкий, В. В. Хоролоры Якутии: история вопроса (анализ и новейшие интерпретации) / В. В. Ушницкий ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 21-28.

3.

Количество страниц: 12 с.

Анализируются в сравнительном плане юкагирский и древнекитайский мифы о создании человека. Обнаруживается структурное и семантическое сходство; рассматриваются фольклорно-мифологические образы первопредков юкагиров по женской и мужской линии, претерпевшие под влиянием христианизации и затем, в конце XX в., существенные трансформации. Особое внимание обращено на реконструирование древнего растительнозооантропоморфного образа прародительницы по женской линии. Объясняется присутствие в древнекитайском мифе единоличного образа матери-прародительницы, богини Нюйвы, а в юкагирском – двух мужских демиургов-антагонистов: Христа и его антипода из арсенала юкагирского пантеона – чёрта Острая Голова.
Analyzed in comparative terms are the Yukagir and ancient Chinese myths about the creation of man. There is a structural and semantic similarity. The folklore and mythological images of the Yukagir ancestors are considered along the female and the male lines, under the influence of Christianization and then, at the end of the XX century, significant transformations. Special attention is paid to the reconstruction of the ancient plant-zoo-anthropomorphic image of the ancestress in the female line. It explains the presence in the ancient Chinese myth of the sole image of the mother ancestor, the goddess Nyuva, and in the Yukagir - the two male demiurgic antagonists: Christ and his antipode from the arsenal of the Yukagir pantheon - a feature Sharp Head.

Жукова, Л. Н. Древнекитайский и юкагирский мифы о сотворении человека: сюжетное и структурное сходство / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 28-39.

4.

Количество страниц: 13 с.

В статье изучается образные интерпретации шаманского бубна у самодийских народов (нганасан, ненцев, энцев, селькупов). Бубен рассматривается в контексте шаманского обряда, в основном как ритуальное орудие, однако с учетом звуковой функции фоноинструмента.

Dobzhanskaya, O. E. Samoyedic shamanic drums: some symbolic interpretations / Oksana Dobzanskaya // Shamanhood and Mythology Archaic Techniques of Ecstasy and Current Techniques of Research : Honour of Mihály Hoppál, celebrating his 75th Birthday / edited by Attila Mátéffy, György Szabados, Tamás Csernyei. - Budapest : Robinco, 2017. - 512 p. - P. 63-75.

5.

Количество страниц: 4 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
История изучения музыкальной культуры самодийских народов / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Сферы взаимодействия Таймырского краеведческого музея: традиции, современность, новации : сборник трудов [интернет-конференции с международным участием, 25 июля - 7 октября 2012, г. Дудинка / ответственный редактор Л. А. Чурилова]. - Дудинка : Таймырский краеведческий музей, 2012. - С. 96-99 : ил., цв. ил., портр., факс.

6.

Количество страниц: 12 с.

Автор статьи занимается изучением шаманской музыки нганасан с 1989 г. Данная статья продолжает описание творческой жизни представителей рода Нгамтусуо. Статья основана на собственных материалах автора, записанных в 2002 - 2007 гг. в г. Дудинка

Добжанская, О. Э. Нганасанские обрядовые песни в исполнении наследников шамана (к проблеме имитации шаманского ритуала) / О. Э. Добжанская // Per Urales ad Orientem. Iter polyphonicum multilingue : festskrift tillagnad Juha Janhunen pa hans sextioarsdag den 12 februari 2012 / редакторы: Tiina Hyytiäinen, Lotta Jalava, Janne Saarikivi, Erika Sandman. - Helsinki : Suomalais-Ugrilainen Seura, 2012. - 542 p. - P. 53-64.

8.

Год выпуска: 2024

Старания участников соревнования будут оценивать на скорость, вкус и пышность взбитых молочных сливок. На приготовление блюда будут даны 10 минут
9.

Год выпуска: 2024

В этом году на главном соревновании Ысыаха Туймаады соберётся звёздный состав, среди которых чемпионы мира, России
10.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена анализу исторического антропонима Агам Огус, встречающегося в фольклоре народа саха. Для интерпретации автором использованы казахские исторические сказания об Огуз кагане, также труды Рашид-ад-Дина и Абулгазы (Абуль-Гази Бахадур хана). Автор приходит к выводу о том, что Агам Огус и есть отражение древнего сказания Великой степи об Огуз кагане.
Article is devoted to the analysis of the historical antroponim "Агам Огус" which is found in folklore of the people of sakha. For interpretation the Kazakh historical legends about Oguz to the kagcna are used by the author . Also the works of Rashced-ad-dyne and Abulgazy are involved. The author comes to a conclusion that "Агам Огус" is a reflection of the ancient legend of the Great steppe about Ogus kagan.

Артыкбаев, Ж. О. Ағам Оғус в мифологии саха: историческая ретроспектива / Ж. О. Артыкбаев ; Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 2 (15). - С. 17-24.