Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 46
3.

Издательство: Телеканал "Якутия 24"

Год выпуска: 2023

Научный сотрудник Научно-исследовательского центра книжных памятников Национальной библиотеки Якутии Дьулустан Ефремов в рубрике "Книжная полка" программы "Утро Якутии" рассказал о книге "Истоки мифологии и традиционный календарь якутов"
5.

Издательство: Телеканал "Якутия 24

Год выпуска: 2022

В Научно-исследовательском центре книжных памятников Национальной библиотеки РС (Я) хранятся личные коллекции видных лиц республики, ученых, писателей, также личная библиотека лингвиста, этнографа-тунгусоведа Глафиры Макарьевны Василевич, этнографа Ильи Самуиловича Гурвича, нивховеда Чунера Михайловича Таксами и др. Это уникальные материалы с многочисленных экспедиций, сохранившие информацию о культуре, языках и истории коренных малочисленных народов Севера. Сотрудник Национальной библиотеки Валентина Неустроева в рубрике «Книжная полка» передачи «Утро Якутии» на телеканале "Якутия 24" рассказала о виртуальной выставке, где представлены литература об оленеводстве и уникальные фотографии Ильи Самуиловича Гурвича и Глафиры Макарьевны Василевич из фондов Национальной библиотеки
6.

Издательство: Мультистудия "Аниматик"

Год выпуска: 2022

Чукотская сказка "Хвост" учите детей тому, что не стоит верить каждому встречному и повторять все за ним, а то может приключиться беда, как случилась с медведем. Создатели мультфильма воспитанники подготовительной группы мультистудии "Аниматик" детского сада N18 "Улыбка" г. Нерюнгри. работа выполнена в технике пластилиновой мультипликации
7.

Издательство: "Улыбка" оҕо уһуйаана

Год выпуска: 2023

Эта сказка о дружбе мальчика Бэргэн и его друга быка, о том, что настоящая дружба может творить волшебство, исполнить любое заветное желание и радовать сердца друзей. Создатели мультфильма воспитатели и воспитанники средней группы "Незабудка" МБОУ N 43 "Улыбка г. Якутска. Работа выполнена в технике пластилиновой мультипликации
8.

Издательство: "Күн туллуктара" оҕо уһуйаана

Год выпуска: 2019

Мультфильм по мотивам якутской народной сказки, про то, отчего зима стала длиннее, а лето короче. Создатели мультфильма воспитатели и воспитанник детского сада "Күн туллуктара" с. Ытык-Кюель Таттинского района. Работа выполнена в смешанной технике: пластилиновая и рисованная анимация
9.

Издательство: "Күн туллуктара" оҕо уһуйаана

Год выпуска: 2017

Мультфильм по мотивам долганской сказки "Ааныс". Сказка про маленькую девочку-сироту, которая от безысходности просит луну забрать ее к себе. Создатели мультфильма воспитанники детского сада "Күн туллуктара" с. Ытык-Кюель Таттинского района. Работа выполнена в технике рисованной мультипликации, использована песня "Ый кыыһа" Ули Сергучевой и Прокопия Федорова
10.
Предметом исследования является традиционная одежда эвенков - коренного этнического сообщества Севера. Эвенки имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционной жизнедеятельностью и кочевым образом жизни. При этом народ продолжает сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий его как один народ. В статье рассматриваются комплектация зимней одежды эвенков. Делается анализ функциональности его элементов, декоративности и эстетики. Она состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок. Предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности. Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды. Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Основными выводами исследования являются следующие: - Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе; - Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий; - Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности; - Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды.
The subject of this research is traditional garments of the Evenki - an indigenous ethnic community of the North. The Evenki are widely scattered due to the nomadic lifestyle. At the same time, they preserve the sustainable ethnocultural cluster united as a single nation. The article examines winter outfitting of the Evenki, as well as analyzes the functionality of its elements, decorativeness and aesthetics. The classic winter garment consists of six parts fastened between each other with leather laces. It is meant for keeping them warm, and was created for convenience during the time of hunting or other activities. The Evenki retained and continue to develop such functional significance in their current daily activities. The clothing embroidery used to have sacred meaning and carried a specific information load that must be considered in making the modern traditional clothing. The research methodology is based on the analysis of literary sources, examination of the object of research from the perspective of historical-ethnographic value, practical implication and aesthetic value. The following conclusions were made: the functionality of garments of the nomadic peoples of the North is an important factor that requires comprehensive and systemic analysis for the purpose of its utilization in the current living conditions in Arctic region; traditional clothing of the Evenki is first and foremost meant for heat conservation and convenience during hunting and other activities; this functional significance is being preserved in the modern life activities; the décor used to carry sacred meaning, which must be taken into account in making the modern traditional garments.