Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 284
1.

Количество страниц: 13 с.

В статье изучаются три вида локальных запевов – амгинский, вилюйский, олекминский в исполнении У.Г. Нохсорова. Целью работы является исследование интонационных и ритмических особенностей запевов в исполнении Устина Нохсорова.Определены следующие задачи: 1) раскрыть специфику локальных запевов кругового танца; 2) проанализировать особенности каждого запева.Автор опиралась на собственные транскрипции аудиозаписей из Научного центра народной музыки им. К.В. Квитки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1945 г.) и радиоархива Национальной вещательной компании "Саха" (1949 г.). В исследовании использован структурно-типологический метод изучения. Аналитический подход обусловил сочетание анализа и обобщения основных ладоинтонационных, ритмических соотношений национального танца народа саха. Музыкально-этнографические методы оказались полезны для выявления этнокультурного локального контекста напевов осуохай, исполненного У.Г. Нохсоровым.Осуохай дифференцируется на достаточно отчетливые локальные слои,сохранившиеся до середины XX века.Таким образом, процесс развития кругового обрядового танца осуохай имеет глубокие связи с явлением музыкальной архаики, с индивидуальной исполнительской практикой запевщиков и участников кругового танца, которые переняли древнее песенное искусство от своих предшественников

Григорьева, В. Г. Локальные запевы осуохая в исполнении У. Г. Нохсорова / В. Г. Григорьева // Круговые танцы народов Евразии: актуальные вопросы изучения, сохранения, укрепления традиций. - Якутск : Издательский дом СВФУ , 2024. - ISBN 978-5-7513-3713-1. - С. 159-171.

2.

Количество страниц: 9 с.

В статье рассмотрена лексика якутского кругового танца народа саха, включенная в словари якутского языка О.Н. Бётлингка иЭ.К. Пекарского. Автором выясняются наименования кругового танца и производные от них слова в каждом словаре, составляется перечень прототерминов народного танца, их систематизация, определяется спектр их значений и объем лексем, сравниваются их переводы на русский язык. В работе определяются использованные составителями источники, которые показывают, что словарные статьи по теме "Лексика круговых танцев" в словаре Э.К. Пекарского написаны в основном на основе материалов одной региональной традиции ‒ вилюйской.

Мухоплёва, С. Д. Народные термины кругового танца в первых словарях якутского языка / С. Д. Мухоплёва // Круговые танцы народов Евразии: актуальные вопросы изучения, сохранения, укрепления традиций. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2024. - ISBN 978-5-7513-3713-1. - С. 297-305.

3.

Количество страниц: 10 с.

У нганасан и энцев практика круговых танцев, приуроченных к календарным праздникам (праздник Чистого Чума, праздник Большой День), сохранялась вплоть до ХХ в. Энецкие круговые танцы, к сожалению, не сохранились. Нганасанский танец бетырся исполняют на национальных фестивалях и праздниках, благодаря чему он приобретает роль знака этнокультурной идентичности народа. Уникальной чертой голосового сопровождения кругового танца является горло хрипение на вдох и выдох. Данный тип интонирования свойственен только круговым танцам и не встречается в других жанрах музыкального фольклора нганасан и энцев. Это уникальное интонационное явление в культуре самодийцев родственно палеоазиатским народам(юкагирам, чукчам) и указывает на культурную общность древних охотников на оленей Северной Евразии. Горло хрипение возникает в процессе интенсивного вдыхания и выдыхания воздуха при сжатии органов дыхания, в процессе вдоха происходит гипервентиляция легких. Такой тип дыхания вместе с размеренными однотипными движениями в медленном темпе способствует погружению танцоров в особое ритуальное состояние. Круговые танцы плясали длительно, несколько часов подряд, танцоры были одеты в ритуальную одежду с многочисленными металлическими круглыми пластинками (эту одежду нганасаны при жизни надевали только для танцев, а после смерти человека в этой одежде хоронили). Круговой— 78 —танец с горло хрипением на вдох и выдох выполнял функцию ритуального магического действия. Благодаря своей ритуальной функции данный тип интонирования закрепился в культуре данных народов и не исчез в плоть до ХХ в.

Добжанская, О. Э. Акустический код круговых танцев самодийских народов в контексте ритуалов встречи солнца / О. Э. Добжанская // Круговые танцы народов Евразии: актуальные вопросы изучения, сохранения, укрепления традиций. - Якутск : Издательский дом СВФУ , 2024. - ISBN 978-5-7513-3713-1. - С. 77-86.

4.

Количество страниц: 5 с.

Изложены основные этапы изучения устного народно-песенного творчества долган, начиная с 1930-х гг. и до настоящего времени. Рассмотрены публикации фольклорных произведений в трудах этнографа А.А. Попова, поэтессы Е.Е. Аксеновой, а также музыковедческие исследования Г.Г. Алексеевой, Ю.И. Шейкина, В.С. Никифоровой, современные публикации.
The article describes the main stages of studying of the Dolgans oral folk-song creativity, starting from the 1930s and up to the present time. The author considers publications of folklore in the works by ethnographer A.A. Popov, poetess E.E. Aksenova, as well as musicological studies by G.G. Alekseeva, Yu. I. Sheikin, V.S. Nikiforova, O.E. Dobzhanskaya and modern researchers.

Добжанская, О. Э. История изучения музыкального фольклора долган / О. Э. Добжанская ; ФГБОУ ВО "Арктический государственный институт культуры и искусства" // Научный вестник Арктики. - 2021, N 10. - С. 97-102. - DOI: 10.52978/25421220_2021_10_97
DOI: 10.52978/25421220_2021_10_97

5.

Количество страниц: 6 с.

Повествовательный фольклор нганасан (исторические предания, мифологические рассказы, сказки) содержит много информации о болезнях и эпидемиях, бытовавших среди народов Таймыре в историческом прошлом. Автор анализирует традиционные представления нганасан о болезнях, которые зафиксированы в фольклорных текстах. Изучаются публикации Б.О. Долгих, А.А. Попова, Г.Н. Грачевой, привлекаются собственные материалы.
The narrative folklore of Nganasan (historical legends, mythological stories, fairy tales) contains a lot of information about diseases and epidemics that existed among the peoples of Taimyr in the historical past. The author analyzes the traditional ideas of Nganasan about diseases that were fixed in the folklore texts. The present research is based on the publications by B.O. Dolgikh, A.A. Popov, G.N. Gracheva, and author’s field materials.

Добжанская, О. Э. Сказание про оспу (болезни и эпидемии в повествовательном фольклоре нганасан) / О. Э. Добжанская ; ФГБОУ ВО "Арктический государственный институт культуры и искусства" // Научный вестник Арктики. - 2020, N 9. - С. 50-55.

6.

Количество страниц: 6 с.

Рассматривается роль якутских исследователей Андрея Александровича Попова (1902-1960), Прокопия Елисеевича Ефремова (1933-1992), Галины Григорьевны Алексеевой (1944-2007) в изучении этнографии и фольклора коренных народов Таймыра: долган, нганасан, ненцев, а также русских старожилов Таймыра (затундренских крестьян). Полевые исследования материальной и духовной культуры долган и нганасан, выполненные А.А. Поповым в 1930-е гг., выявили и зафиксировали целые пласты уникальной культуры арктических этносов, стали фундаментом для работы исследователей XX-XXI вв. Записанные им фольклорные тексты на долганском языке представляют разные жанры фольклора долган, многие из которых стали раритетами или не сохранились до наших дней. Одним из основных направлений научной деятельности П.Е. Ефремова было собирание и изучение фольклора долган, которое он производил в экспедиционных исследованиях 1960-1970-х гг. на Таймыре. Оно завершилось академическим изданием ҺФольклор долганһ в серии ҺПамятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востокаһ СО РАН. Научная работа музыковеда доктора искусствоведения Г.Г. Алексеевой по собиранию и изучению музыкального фольклора долган велась в 1980-1990-е гг. в экспедиционных исследованиях в Хатангском районе и городе Дудинка Таймырского автономного округа. Созданные исследователем научные труды имеют большую ценность.

Добжанская, О. Э. Роль якутских исследователей ХХ века в изучении фольклора и этнографии народов Таймыра / Ф. Н. Дьячковский ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2020, N 3 (32). - С. 31-36. - DOI: 10.25693/SVGV.2020.32.3.003
DOI: 10.25693/SVGV.2020.32.3.003

7.

Количество страниц: 5 с.

В статье характеризуется концепция звучащего ландшафта Арктики, которая развивается исследователями-музыковедами кафедры искусствоведения АГИКИ в рамках интердисциплинарных исследований Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики. Обсуждаются основные положения, актуальность и перспективы развития данной концепции
The paper is devoted to describing of the new concept of Arctic Sounding landscape, which is which is developed by researchers-musicologists of Arctic State Institute of Culture and Arts in the framework of interdisciplinary research of the Laboratory of integrated geocultural research of the Arctic. The article discusses the main provisions, relevance andprospects for the development of this concept

Шейкин, Ю. И. Арктика как звучащий ландшафт (этномузыковедческий подход) / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева // Вестник Арктического государственного института культуры и искусств. — 2020. — N 11 (1). — С. 140-144.

8.

Количество страниц: 7 с.

Рассматривается понятие нематериального культурного наследия применительно к культуре народов Арктики. Дается анализ основных понятий в связи с деятельностью международной организации ЮНЕСКО и соответствующих комитетов России. Предлагается сохранение уникальных явлений культуры народов Севера и Арктики путем включения их в соответствующие программы, поддержанные ЮНЕСКО.

Добжанская, О. Э. Нематериальное культурное наследие народов Севера и Арктики: проблемы изучения и сохранения / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Научный вестник Арктики. - 2016, N 6. - С. 85-91.

9.

Количество страниц: 5 с.

Образы холода в фольклоре народов Таймыра пока не становились предметом изучения. Они связаны с мировоззрением коренных народов, древней мифологией и ритуалом. Автор выявляет данные образы в мифологических, обрядовых, сказочных текстах нганасан, ненцев, долган, раскрывает связанные с этими образами мировоззренческие и морально-этические коннотации.

Добжанская, О. Э. Образы холода в устном народном творчестве народов Таймыра / О. Э. Добжанская ; ФГБОУ ВО "Норильский государственный индустриальный институт" // Научный вестник Арктики. - 2019, N 5. - С. 74-78.

10.

Количество страниц: 6 с.

Рассматриваются первые шаги по собиранию и публикации музыкального фольклора долган, сделанные в 1930-е гг. советским этнографом А. А. Поповым. Публикации А.А. Попова не потеряли своей ценности вплоть до наших дней. Они являются важным источником для изучения основных фольклорных жанров, их содержания и стиля, а также существующих музыкальных традиций и типов интонирования.

Добжанская, О. Э. А. А. Попов - первый исследователь певческих традиций и музыкального фольклора долган / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Культура. Наука. Производство. - 2019, N 3. - С. 5-10.