Добжанская Оксана Эдуардовна (Dobzhanskaya Oksana E.)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: dobzhanskaya@list.ru ; http://agiki.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р искусствоведения

Область научных интересов: Музыкальная фольклористика, музыкальные инструменты народов Арктики, шаманская музыка народов Сибири, традиционное и современное музыкальное творчество народов Таймыра, музыкально-эстетические проблемы в народной художественной культуре

ID Автора: SPIN-код: 1046-0714, РИНЦ AuthorID: 312599

Документы 1 - 10 из 69
1.

Количество страниц: 15 с.

Рецензия посвящена анализу актуального исследования Ф. А. Ульмасова, посвященного традиционной восточной монодии Таджикистана и Узбекистана. Автор исследования Ф. А. Ульмасов предложил новый подход к пониманию и изучению восточной монодии, основанный на концепции многомерности музыкального искусства, реализующегося через творческий акт музицирования солиста. В основе концепции многомерности Ф. Ульмасова лежит представление о взаимодействии двух планов музыкального восприятия и мышления – внутреннего (в ментальной сфере) и внешнего (проявляющегося в акте музицирования). Данное основополагающее теоретическое положение автор определяет как принцип двуплановой функционально-оппозиционной многомерности (ДФОМ). Обоснованная в монографии концепция многомерности системы восточной монодии развита на материале таджикской и узбекской традиционной музыки (сольного вокально-инструментального, а также ансамблевого исполнительства). Автором применены, помимо общенаучных и искусствоведческих методов, интердисциплинарные методы исследования, а также методики анализа нотного и звукового текста. Как результат, автор выявил две разновидности ДФОМ (диффузную и контрастную), и основные принципы построения музыкальной ткани восточной монодии, типичные для каждой из них. Научная новизна и теоретическая ценность исследования позволяют видеть перспективы его продолжения в областях разработки смысловых полей музыкальной интонационности, внутренних планов творческого процесса, изучения вертикальной ладофункциональной организации ("монодической ладовой гармонии").
The review is devoted to the analysis of F. A. Ulmasov’s current research on the traditional Eastern monody of Tajikistan and Uzbekistan. The author F. A. Ulmasov, proposed a new approach to understanding and studying Eastern monody, based on the concept of multidimensional musical art,realized through the creative act of making music by the soloist. The concept of multi-dimensionality is based on F. Ulmasov’s idea of the interaction of two planes of musical perception and thinking – internal (in the mental sphere) and external (manifested in the act of playing music). This fundamental theoretical position is defined by the author as the principle of the functional duality of opposition (DFO). The concept of duality of the Eastern monody system, which is substantiated in the monograph, is developed on the material of Tajik and Uzbek traditional music (solo vocal and instrumental, as well as ensemble performance). The author applies, in addition to General scientific and artistic methods, interdisciplinary research methods, as well as methods of analyzing musical and audio texts. As a result, the author identified two types of DFO (diffusing DFO and contrasting DFO), and the basic principles of the structure of the musical body of Eastern monody, typical for each of them. The scientific novelty and theoretical value of the research allow us to see the prospects for its continuation in the following areas: developing semantic fields of musical intonation, internal plans of the creative process, and the study of vertical harmonic-functional organization of monody (“monodic harmony”).

Добжанская, О. Э. Рецензия на: Ульмасов Ф. А. Многомерность восточной монодии в контексте сольного вокально-инструментального музицирования: на материале таджикской и узбекской традиционной музыки. Душанбе: Истеъдод, 2017. 320 с. / Добжанская О. Э. ; "Арктический государственный институт культуры иискусств" // Russian studies in culture and society. - 2020, Т. 4, N 1. - C. 60-70.

2.

Количество страниц: 16 с.

Добжанская, О. Э. Звуковысотные нормы вокального интонирования народов Арктики: к вопросу об интонационной архаике (на примере музыкального фольклора нганасан) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Гетерофония творчества Эдуарда Алексеева :памяти великого музыканта, ученого и собирателя фольклора / Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В. А. Босикова ; составители: А. С. Ларионова, А. Д. Халтанова ; научный редактор М. Г. Кондратьев ; редакторы: Э. Е. Алексеев, А. С. Ларионова, А. Д. Халтанова. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. - 295 с., [8] л. ил. : ил., портр. ; 20 см. - С. 116-131.

3.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассмотрены некоторые проблемы сохранения культурного наследия коренных народов Севера в контексте интердисциплинарного дискурса, проводимого исследователями Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики. Главные научные открытия Лаборатории (концепции ментальных и художественных арктических образов, созидательного культурного кода народов Арктики, звучащих ландшафтов Арктики, геокультурного брендинга северных территорий) являются основой для развития научно-исследовательской деятельности Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ), находят воплощение в креативных проектах вуза.
The article considers some problems of preserving of the cultural heritage of the indigenous peoples of the North in the context of an interdisciplinarydiscourse conducted by researchers of the Laboratory for integrated geocultural research of the Arctic. The main scientific discoveries of the Laboratory (concepts of mental and artistic Arctic images, creative cultural code of the Arctic peoples, sounding Arctic landscapes, geocultural branding of the Northern territories) are the basis for the development of research activities of the Arctic State Institute of Culture and Arts (ASICA), and are embodied in the creative projects of the Institute.

Игнатьева, С. С. Сохранение и развитие культурного наследия народов евразийской Арктики как ресурс устойчивого развития северных территорий / С. С. Игнатьева, О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Prospective research solutions : сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса, состоявшегося 30 августа 2020 г. в г. Петрозаводске / под общей редакцией А. Б. Черемисина. - Петрозаводск : МЦНП "Новая наука", 2020. - 113 с. : ил. - С. 100-107. - DOI: 10.46916/03092020-1-978-5-907327-85-6
DOI: 10.46916/03092020-1-978-5-907327-85-6

4.

Количество страниц: 11 с.

В статье на основе полевых материалов автора, собранных в 1989 –2018 гг., анализируется практика шаманских традиций у нганасан. В последней четверти ХХ в. сложилась практика сценического исполнения или имитации фрагментов шаманских ритуалов. Их могли исполнять близкие или отдаленные родственники шаманов, но иногда и люди, не имеющие отношения к шаманству. Содержание песнопений – благопожелание присутствующим – оправдывало ситуацию ритуального пения на сцене. Имитационный шаманский обряд – сложное явление, соединяющее традиционные, профессиональные и инновационные нормы фольклора, и нуждающееся в дальнейшем изучении.
The author on the basis of the own field materials collected during 1989–2018analyzes the practice of modern onstage interpretations of shamanism.Unfortunately, at the end of the 20th century the authentic Nganasan shamanism disappeared. It was well studied by researchers. However, in the last quarter of the 20th century, during the life of shaman Demnime Kosterkin andhis son Dulsymyaku Kosterkin, there was a practice of scenic performanceof fragments of shamanic rituals. Stage imitations of shamanic ritual couldbe performed by close or distant relatives of shamans (for example, the folkgroup “Ngamtusuo”), but sometimes by people which hadn’t any relationsto the shamanism. At the folklore festival in Dudinka (2015, 2018), shortfragments from the shamanic rites of Nganasan were shown. They were performed by Evdokia Demnimeevna Porbina (born in 1938) – the daughter ofthe shaman Demnime. Her assistants were T.D. Turkina, S.M. Kudryakova,A.N. Chunanchar. The musicological comparison of the melodies showedthat there were authentic shamanic melodies from the repertoire DemnimeKosterkin which sounded on the scene. Shamanic songs were performed inthe style of polyphonic responsorial singing (one verse singing by a shamanalternates with the same verse in the part of assistants), that style is specific forthe shamanic rite. The chants contained good wishes to those present, which istypical for shamanic spells. Unlike meaningful shamanic chants performed bythe shaman’s daughter, the costumed image of the shaman (it was representedin the dance) had no ritual function and was only a decorative ornament of thestage composition. Imitation shamanic ritual is a complex phenomenon thatcombines traditional, professional and innovative norms of folklore, and needsto be the subject for a further study.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Имитационный шаманский обряд нганасан: к проблеме сценического воплощения ритуальной практики = Nganasans imitation shamanic ritual: to the problem of onstage interpretation of ritual practice / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Зрелищные искусства: контакты и контексты : сборник статей и эссе / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан ; ответственный редактор С. И. Рыжакова ; составление и редакция С. И. Рыжаковой и Р. Р. Султановой. - Казань : ИЯЛИ, 2020. - С. 44-53

5.

Количество страниц: 7 с.

В статье анализируется вокально-симфоническая поэма норильского композитора В. И. Примака "Аан Дойду" (Нганасанские сказания). Содержание произведения раскрыто в контексте мировоззрения коренных народов Таймыра, рассмотрено влияние фольклора нганасан на музыкальный стиль сочинения.
The article analyzes the vocal-symphonic poem “Aan Doidu” by the Norilsk composer V. I. Primak (Nganasan tales). The author reveals the content of the work through the worldview of the indigenous people of Taimyr. In addition, the author considers the influence of Nganasan folklore on the musical style of the composition.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Философский ракурс осмысления традиционной культуры народов Крайнего Севера в композиторском творчестве В. И. Примака (на примере вокально-симфонической поэмы "Аан Дойду") = Philosophical perspective of realising traditional culture of northern indigenous in musical creativity by V. I. Primak (on the example of the vocal-symphonic poem “Aan Doydu”) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении. - 2020. - Вып. 7. - С. 47-52. Рез. также англ. - Библиогр.: с. 51-52 (9 назв.). - В статье анализируется вокально-симфоническая поэма норильского композитора В. И. Примака "Аан Дойду" (Нганасанские сказания). Содержание произведения раскрыто в контексте мировоззрения коренных народов Таймыра, рассмотрено влияние фольклора нганасан на музыкальный стиль сочинения. . - The article analyzes the vocal-symphonic poem “Aan Doidu” by the Norilsk composer V. I. Primak (Nganasan tales). The author reveals the content of the work through the worldview of the indigenous people of Taimyr. In addition, the author considers the influence of Nganasan folklore on the musical style of the composition.

6.

Количество страниц: 5 с.

Концепция звучащего ландшафта Арктики разработана этномузыковедами Арктического государственного института культуры и искусств под руководством доктора искусствоведения Ю.И. Шейкина в 2015-2016 гг. в рамках проекта Российского научного фонда "Создание Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики". Под звучащим ландшафтом Арктики исследователи понимают пространственно-временнойкомплекс природных и антропогенных звуков, имеющих этнокультурный смысл и являющихся интонационно-акустическими знаками территории. Выявленные в структуре звучащего ландшафта Арктики три слоя последовательно анализируются на материалах музыкального фольклора коренных народов Таймыра – нганасан, ненцев, энцев. Параграф основан на полевых материалах автора, собранных в течение 1980–2010-е гг. Первый уровень концепции звучащего ландшафта Арктики (звуковое общение человека с природой) составляют связанные со звуковой картиной мира представления о сакральных местах, а также звукоподражания и сигналы. Предания о сакральных местах ненцев и нганасан, записанные от С. Э. Яра, Е. Д. Порбиной, Т. Д. Туркиной, содержат ценную информацию о "звуковых кодах" обрядового поведения людей. Интонационное осмысление образов животных и их голосов в музыкальном фольклоре происходит в разных жанровых сферах. Коллекция ненецких песенных и сказочных напевов, записанная от С. Э. Яра, богата напевами птиц и животных. Важно отметить интонационную связь между песенными мелодиями и соответствующими натуралистическими звукоподражаниями (в песнях чайки, кулика мелодия буквально вырастает из интонаций ономатопей). Ономатопеи являются неотъемлемой частью звуковой картины нганасанского шаманского обряда, в котором они репрезентируют появление невидимых зооморфных духов-помощников. Звуковое сопровождение круговых обрядовых танцев нганасан и энцев, сопровождающихся горло хрипением на вдох и выдох, воплощает голос тотемного животного – медведя. Среди имитационных фоноинструментов отмечены охотничьи манки ижужжалки-аэрофоны, которые своим звучанием имитируют звуки природы и имеют важный культурный смысл.
The concept of the Arctic sounding landscape was developed by ethnomusicologists of the Arctic State Institute of Culture and Arts under the guidance of doctor of Art History Yu. I. Sheikin in 2015-2016 as part of the project of the Russian Science Foundation "Creation of a Laboratory for Complex Geocultural Researches of the Arctic". Under the sounding landscapes of the Arctic, researchers understand the spatial-temporal complexes of natural and anthropogenic sounds that have some special ethno-cultural meanings and are intonation-acoustic signs of the territory. The three layers identified in the structure of the Arctic sounding landscape are consistently analyzed on the materials of the musical folklore of the indigenous peoples of Taimyr-Nganasan, Nenets, and Enets. The paragraph is based on the author's field materials collected from the 1980th to 2010th. The first level of the concept of the Arctic sounding landscape (sound communication between man and nature) consists of representations of sacred places associated with the sound picture of the world, as well as onomatopoeia and signals. Legends about the sacred places of the Nenets and Nganasan which were told by S. E. Yar, E. D. Porbina, and T. D. Turkina contain valuable information about the "sounding codes" of people's ritual behavior. The intonational interpretation of images of animals and their voices in musical folklore takes place in the different genres of musical folklore. A collection of Nenets songs and epic tunes recorded from S. E. Yar is rich, some melodies are songs of birds and animals. It is important to note the intonation connection between song melodies and the corresponding naturalistic onomatopoeia (in the songs of the gull and Sandpiper, the melody literally grows out of the intonations of onomatopoeia). Onomatopoeia are an integral part of the sound picture of the Nganasan shamanic rite, in which they represent the appearance of invisible zoomorphic helper spirits. The sound of circular ritual dances of Nganasan and Enets, accompanied by a throat-rasping breath in and out, embodies the voice of a totem animal – a bear. Among the imitation Phono-instruments, researchers described some hunting calling instruments and buzzers-aerophones, which imitate the voices of nature with their sound and have an important cultural meaning.

Добжанская, О. Э. Звучащие ландшафты Таймырской тундры / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Инновационная парадигма развития современных гуманитарных и общественных наук : сборник статей международнойнаучно-практической конференции, состоявшейся 27апреля 2020 г. в г. Петрозаводске / под общей редакцией И. И. Ивановской. - Петрозаводск : МЦНП "Новая наука", 2020. - 167 с. : ил. - С. 158-162.

7.

Количество страниц: 11 с.

Актуальность изучения музыкальной культуры народов Российской Арктики усиливается ввиду современных процессов интенсивного экономического освоения данного региона. К сожалению, состояние музыкального фольклора и языков коренных малочисленных народов является критическим. В статье анализируются основные этапы изучения музыкальной культуры народов Арктики (академический, этнографический, музыковедческий), отмечается вклад в исследование предмета российских и зарубежных музыковедов. Характеризуются актуальные для изучения музыки арктических народов методологические концепции: интонационно-акустическая культура этноса, регионально- историческая типология музыкальной культуры народов Сибири, концепции раннефольклорного интонирования, звучащих ландшафтов Арктики. Музыкальная культура народов Арктики является частью нематериального культурного наследия России, и нуждается в скорейшем изучении, сохранении, публикации. Теоретическое рассуждение в статье иллюстрируется примерами жанров народной музыки и нотацией чукотского горлохрипения на вдох и выдох.
The relevance of studying the musical culture of the Arctic peoples is enhanced due to the current processes of intensive economic development of this region. Unfortunately, the state of musical folklore and indigenous languages of Arctic peoples is critical. The article analyzes the main stages of studying the musical culture of the Arctic peoples (academic, ethnographic, musicological), and notes the contribution of Russian and foreign musicologists to the research of the subject. Authors characterized some main methodological concepts relevant to the study of music of the Arctic peoples such as intonation-acoustic culture of an ethnic group, regional- historical typology of musical culture of the peoples of Siberia, concepts of early-folk intonation, sounding landscapes of the Arctic. The musical culture of the Arctic peoples is the part of the intangible cultural heritage of Russia, and needs to be studied, preserved, and published as soon as possible. The theoretical reasoning in the article is illustrated by examples of folk musical genres and music notation of Chukchi throat-singing.

Добжанская, О. Э. Музыкальная культура народов Арктики: проблемы и перспективы изучения / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. - N 1. - С. 52-62. - DOI: 10.26176/MAETAM.2020.53.49.001
DOI: 10.26176/MAETAM.2020.53.49.001

8.

Количество страниц: 9 с.

Исчезнувшее к XXI в. шаманство народов Таймыра не является феноменом прошлого. Благодаря хорошей документированности шаманских обрядов в этнографической литературе, живущей этнической памяти, а также сформированным в культуре ярким шаманским образам, обладающим притягательностью для современного сознания, инновационные практики сценического воплощения шаманских образов стали частью представлений о национальной идентичности. В статье с позиций искусствоведения автор анализирует основные атрибуты, образы, художественные приемы нганасанского шаманского обряда (шаманский костюм, бубен, песня, танец и др.). Синкретический характер ритуала, соединяющего разные виды искусства, интуитивно ощущается современными нганасанами как возможность сохранить уникальный облик этнической культуры.
The shamanism of the Taimyr peoples that disappeared by the XXI century is not a phenomenon of the past. Thanks to the good documentation of shamanic rituals in ethnographic literature, living ethnic181memory, as well as formed in the culture of bright shamanic images that have an appeal for modern consciousness, innovative practices of stage embodiment of shamanic images have become part of the concept of national identity. In the article, the author analyzes the main attributes, images, and artistic techniques of the Nganasan shamanic ritual (shaman costume, drum, song, dance, etc.) from the standpoint of art criticism. The syncretic nature of the ritual, which combines different types of art, is intuitively felt by modern Nganasans as an opportunity to preserve the unique appearance of ethnic culture.

Добжанская, О. Э. Художественная образность и символика шаманского обряда: традиционное воплощение и современная интерпретация в процессах поиска северной идентичности (Таймыр) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Язык Севера : материалы Всероссийской научной конференции, 18 марта 2020 г. / руководитель проекта Ю. З. Кантор. - Москва : РОССПЭН : Политическая энциклопедия, 2020. - 246, [1] с. : табл. ; 22 см. - С. 181-189.

9.

Количество страниц: 8 с.

Определение уникального облика якутской профессиональной музыки, начиная с первых этапов её формирования (1940-е годы), было связано с поисками национальной самобытности в образах, сюжетах, языковых средствах музыкальных произведений. Основой современной академической музыки Якутии, наряду с профессиональным музыкальным искусством, стали имеющие многовековую историю музыкально-фольклорные традиции саха. Желание воплотить в академической музыке традиционную для культуры саха образность, сформированную в эпических сказаниях олонхо, празднике летнего солнцестояния Ысыах, шаманских ритуалах, календарных обрядах, вызвало необходимость введения в музыкальный словарь академического искусства ряда музыкальных терминов, адекватно передающих этнокультурную реальность. Названия фольклорных жанров тойук (обрядовая песня-импровизация в торжественно-гимническом стиле), дэгэрэн (подвижная, размеренная песня-танец), олонхо(эпическое сказание) стали фигурировать не только в качестве названий музыкальныхпроизведений, но и как названия жанров, определяя образно-тематический строй и особенности композиции. Таковы произведения В. Ксенофонтова, переосмысливающегожанр концерта в традициях гимнических импровизаций саха: Тойук "Заря взошла" для скрипки и симфонического оркестра (1987), Концерт-тойук для арфы и симфонического оркестра (1989), Концерт-тойук "Матушка-Вилюй" для меццо-сопрано и женского хора (1991). К. Герасимов в произведении "Тойук" и "Дэгэрэн" для скрипки и симфонического оркестра (1993) создаёт новый тип национальной двухчастной циклической формы (с контрастом частей медленно–быстро), весьма удачно применяя музыкально-стилевые и драматургические приёмы народных жанров в академическом произведении. Для воплощения эпических образов В. Зырянов создаёт музыкально-театральный жанр музыкальное олонхо ("Туйаарыма Куо", "Кун Эрили"), П. Иванова пишет балет-олонхо "Нижний мир" (2006).

Добжанская, О. Э. Музыковедческая терминология как зеркало поисков национальной самобытности академического музыкального искусства Республики Саха (Якутия) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки, Казань, 2-5 октября 2019 года : материалы конгресса / Министерство культуры Российской Федерации, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова [и др.] ; редакционная коллегия: Гирфанова М. Е. [и др.]. - Казань : Казанская государственная консерватория, 2021. - С. 205-212.
DOI: 10.48201/9785854012843_205

10.

Источник: SHS Web of Conferences. - 2022, Т. 134.

Количество страниц: 7 с.

The purpose of this research is to study the sounding pendants on the shamanic costume of the Evenks, Sakha and Nganasans in the unity of the shamanic ritual complex and ritual musical traditions. Shamanic pendants are interpreted as a special text of culture, a reflection of the geocultural ideas of the peoples of the Arctic. The paper is based on the materials of field research carried out by the authors in Taimyr in 1989-1990, in the Olenek Evenk national region of Yakutia in 2014 and scientific publications. The sound world of shamanic ritual is a complex phonic picture, which is formed when using vocal, verbal, vocal-speech, signal, instrumental types of intonation. The movements of shaman are accompanied by the sound of colliding pendants on the costume of shamans and its components (headband, shoes, mittens). The sounding pendants were described by ethnographers and musicologists, but they were not considered in connection with geocultural studies. Metal pendants on a shaman costume mark sacred spatial models of the Universe (images of heavenly bodies - the sun, the moon, stars), mythological spaces of the Upper, Middle and Lower worlds inhabited by the shaman's helper spirits - birds, animals, anthropomorphic creatures, they symbolize parts of the human body, etc. The prospects for the study of shaman costume pendants as a symbolic embodiment of the landscape are contained in a more complete description and generalization of all known materials, including the analysis of shaman costumes from ethnographic museum collections.
Целью данного исследования является изучение звукоиздающих подвесок на шаманском костюме эвенков, якутов и нганасан в единстве шаманского ритуального комплекса и ритуальных музыкальных традиций. Шаманские подвески интерпретируются как особый текст культуры, отражение геокультурных представлений народов Арктики. Статья основана на материалах полевых исследований, проведённых авторами на Таймыре в 1989–1990 годах, в Оленёкском эвенкийском национальном округе Якутии в 2014 году, а также на научных публикациях. Звуковой мир шаманского ритуала — это сложная звуковая картина, которая формируется при использовании вокальных, вербальных, вокально-речевых, сигнальных, инструментальных типов интонации. Движения шамана сопровождаются звуком сталкивающихся подвесок на костюме шамана и его составляющих (повязке, обуви, перчатках).
Звукоиздающие подвески были описаны этнографами и музыковедами, но не рассматривались в связи с геокультурными исследованиями. Металлические подвески на костюме шамана обозначают священные пространственные модели Вселенной (образы небесных тел — солнца, луны, звёзд), мифологические пространства Верхнего, Среднего и Нижнего миров, населённые духами-помощниками шамана — птицами, животными, антропоморфными существами, символизируют части человеческого тела и т. д. Перспективы изучения подвесок на костюме шамана как символического воплощения ландшафта заключаются в более полном описании и обобщении всех известных материалов, включая анализ костюмов шаманов из этнографических музейных коллекций.

Reflection of Arctic geocultures in the sounding attributes of the shaman costumes of Sakha, Evenks and Nganasans / Oksana Dobzanskaya, Vera Nikiforova, Varvara Dyakonova ; Arctic State Institute of Culture and Arts // SHS Web of Conferences. - 2022, Т. 134. - С. 1-7