Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 414
1.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена рассмотрению истории создания и деятельности Вилюйского лепрозория и его роли в борьбе с проказой - распространенным заболеванием среди якутского населения. Отдельное внимание уделяется роли английской сестры милосердия Кэт Марсден в его открытии. Вилюйский лепрозорий внес значительный вклад в борьбе с лепрой, считавшейся символом безнадежности, отверженности, страха.
The article is devoted to the history of the creation and activities of the Vilyuy leper colony and its role in the fight against leprosy, a common disease among the Yakut population. Special attention is paid to the role of the English nurse Kate Marsden in its opening. The Vilyuy leper colony made a significant contribution to the fight against leprosy, which was considered a symbol of hopelessness, rejection, and fear.

Радченко, Н. Н. Выездной туризм из Якутии в 1965–1985 гг. / Н. Н. Радченко, М. А. Илларионов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 4 (36). - С. 117-122. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-117-122
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-117-122

2.

Количество страниц: 6 с.

В 2024 г. исполняется 90 лет высшему образованию Якутии. Одной из самых ярких страниц истории Якутского государственного университета является студенческий спорт и физкультура. Актуальность статьи связана не только с юбилейной датой, но и с тем, что в настоящее время наиболее острой является проблема низкой физической подготовленности и развития студентов. Не секрет, что с каждым годом увеличивается количество школьников и студентов, отнесенных к специальной медицинской группе по состоянию здоровья. Борьба за здоровый образ жизни, за развитие физической культуры началась не сегодня, ее развитие мы видим еще в середине ХХ века в стенах университета. Изучение истории становления физического воспитания как части образовательного процесса, создание спортивных секций и достижений студентов в различных видах спорта имеет первостепенное значение. Ведь занятие спортом и физической культурой особенно важно в современном обществе.
In 2024, higher education in Yakutia will celebrate its 90th anniversary. One of the brightest pages in the history of the Yakutsk State University is student sports and physical education. The relevance of the article is associated not only with the anniversary date, but also with the fact that at present the most acute problem is the low physical fitness and development of students. It is no secret that every year the number of schoolchildren and students assigned to a special medical group due to health conditions increases. The fight for a healthy lifestyle, for the development of physical education did not begin today, we see its development back in the middle of the twentieth century within the walls of the university. Studying the history of the formation of physical education as part of the educational process, the creation of sports sections and the achievements of students in various sports is of paramount importance. After all, sports and physical education are especially important in modern society.

Курчатова, Т. Т. История становления студенческой физической культуры и спорта ЯГУ в 50-е годы ХХ века (по материалам газеты Якутский университет) / Т. Т. Курчатова, К. Д. Скрябин ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 4 (36). - С. 96-101. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-96-101
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-4-96-101

3.

Количество страниц: 6 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
"Энциклопедия художественной культуры нганасан" - мультимедийный проект / О. Э. Добжанская, В. К. Биче-оол, Н. В. Левочкина ; Городской центр народного творчества, г. Дудинка // Материалы 2-й международной конференции по самодистике : (посвящается 100-летию со дня рождения Натальи Митрофановны Терещенко) : 16-18 октября 2008 г. / [редакционная коллегия: А. П. Володин, Е. В. Головко, М. Д. Люблинская, А. М. Певнов и др.]. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 291 с. : табл. - С. 262-267. В надзаг.: Рос. акад. наук ин-т лингвист. исследований. - Библиогр. в конце ст. - Материалы 2-й международной конференции по самодистике : (посвящается 100-летию со дня рождения Натальи Митрофановны Терещенко) : 16-18 октября 2008 г. / [редакционная коллегия: А. П. Володин, Е. В. Головко, М. Д. Люблинская, А. М. Певнов и др.]. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - 291 с. : табл. - Утверждено к печати Институтом лингвистических исследований РАН. ).

4.

Количество страниц: 13 с.

В статье изучается образные интерпретации шаманского бубна у самодийских народов (нганасан, ненцев, энцев, селькупов). Бубен рассматривается в контексте шаманского обряда, в основном как ритуальное орудие, однако с учетом звуковой функции фоноинструмента.

Dobzhanskaya, O. E. Samoyedic shamanic drums: some symbolic interpretations / Oksana Dobzanskaya // Shamanhood and Mythology Archaic Techniques of Ecstasy and Current Techniques of Research : Honour of Mihály Hoppál, celebrating his 75th Birthday / edited by Attila Mátéffy, György Szabados, Tamás Csernyei. - Budapest : Robinco, 2017. - 512 p. - P. 63-75.

5.

Количество страниц: 4 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
История изучения музыкальной культуры самодийских народов / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Сферы взаимодействия Таймырского краеведческого музея: традиции, современность, новации : сборник трудов [интернет-конференции с международным участием, 25 июля - 7 октября 2012, г. Дудинка / ответственный редактор Л. А. Чурилова]. - Дудинка : Таймырский краеведческий музей, 2012. - С. 96-99 : ил., цв. ил., портр., факс.

6.

Количество страниц: 12 с.

Автор статьи занимается изучением шаманской музыки нганасан с 1989 г. Данная статья продолжает описание творческой жизни представителей рода Нгамтусуо. Статья основана на собственных материалах автора, записанных в 2002 - 2007 гг. в г. Дудинка

Добжанская, О. Э. Нганасанские обрядовые песни в исполнении наследников шамана (к проблеме имитации шаманского ритуала) / О. Э. Добжанская // Per Urales ad Orientem. Iter polyphonicum multilingue : festskrift tillagnad Juha Janhunen pa hans sextioarsdag den 12 februari 2012 / редакторы: Tiina Hyytiäinen, Lotta Jalava, Janne Saarikivi, Erika Sandman. - Helsinki : Suomalais-Ugrilainen Seura, 2012. - 542 p. - P. 53-64.

7.

Количество страниц: 9 с.

В статье рассматривается роль национальной музыкальной культуры саха в формировании и развитии академической музыки Якутии в XX - XXI веках, предлагается периодизация якутской композиторской музыки, прослеживается связь между народной и композиторской музыкой на всех этапах развития последней. Особо акцентирован подготовительный этап (1930 - е - середина 1940 - х годов), когда благодаря деятельности профессионалов устной традиции происходит передача ценностей фольклорного музыкального творчества саха письменной композиторской культуре. Процесс развития композиторской музыки разделяется на 4 этапа, каждый из которых обобщенно охарактеризован с точки зрения взаимодействия академической музыки с фольклорными традициями. В каждом этапе называются композиторы, основные жанры, произведения, выявляются связанные с фольклором стилевые черты академической музыки.
The article considers the role of the national musical culture of Sakha in the formation and development of classical music of Yakutia in the 20th - 21st centuries. The author offers the periodization of the Yakut composers' music, traces the connections between folk music and classical music at all stages of development. A special attention is paid to the preparatory phase (1930s - mid 1940s), within which the values of Sakha musical folklore w ere trans mitt ed to the classical musical culture. The development process of Yakut classical music is divided into 4 stages, each of which is generally characterized from the point of view of the interaction of classical music with folk traditions. The author designates composers, major genres and works of each stage, identifies the main stylistic features of classical music, associated with the folklore.

Добжанская, О. Э. От героического эпоса олонхо - к опере и киномузыке (этапы развития композиторской музыки Якутии) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры иискусств // Журнал Общества теории музыки. - 2020, N 2. - С. 13-21. - DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.002
DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.002

8.

Количество страниц: 9 с.

Добжанская, О. Э. Шаманская музыка самодийских народов как универсальный язык общения человека с духами сверхъественного мира / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Материалы 2-й международной конференции по самодистике : (посвящается 100-летию со дня рождения Натальи Митрофановны Терещенко) : 16-18 октября 2008 г. / [редакционная коллегия: А. П. Володин, Е. В. Головко, М. Д. Люблинская, А. М. Певнов и др.]. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - С. 253-261.

9.

Количество страниц: 7 с.

Добжанская, О. Э. Чукотские наигрыши на рамном варгане / О. Э. Добжанская // Варган (хомус) и его музыка : (материалы I всесоюзной конференции, 1988 г.) / [предисловие Ивана Алексеева]. - Якутск, 1991. - 138 : ил. ; 21 см. - C. 52-58.

10.

Количество страниц: 15 с.

Рецензия посвящена анализу актуального исследования Ф. А. Ульмасова, посвященного традиционной восточной монодии Таджикистана и Узбекистана. Автор исследования Ф. А. Ульмасов предложил новый подход к пониманию и изучению восточной монодии, основанный на концепции многомерности музыкального искусства, реализующегося через творческий акт музицирования солиста. В основе концепции многомерности Ф. Ульмасова лежит представление о взаимодействии двух планов музыкального восприятия и мышления – внутреннего (в ментальной сфере) и внешнего (проявляющегося в акте музицирования). Данное основополагающее теоретическое положение автор определяет как принцип двуплановой функционально-оппозиционной многомерности (ДФОМ). Обоснованная в монографии концепция многомерности системы восточной монодии развита на материале таджикской и узбекской традиционной музыки (сольного вокально-инструментального, а также ансамблевого исполнительства). Автором применены, помимо общенаучных и искусствоведческих методов, интердисциплинарные методы исследования, а также методики анализа нотного и звукового текста. Как результат, автор выявил две разновидности ДФОМ (диффузную и контрастную), и основные принципы построения музыкальной ткани восточной монодии, типичные для каждой из них. Научная новизна и теоретическая ценность исследования позволяют видеть перспективы его продолжения в областях разработки смысловых полей музыкальной интонационности, внутренних планов творческого процесса, изучения вертикальной ладофункциональной организации ("монодической ладовой гармонии").
The review is devoted to the analysis of F. A. Ulmasov’s current research on the traditional Eastern monody of Tajikistan and Uzbekistan. The author F. A. Ulmasov, proposed a new approach to understanding and studying Eastern monody, based on the concept of multidimensional musical art,realized through the creative act of making music by the soloist. The concept of multi-dimensionality is based on F. Ulmasov’s idea of the interaction of two planes of musical perception and thinking – internal (in the mental sphere) and external (manifested in the act of playing music). This fundamental theoretical position is defined by the author as the principle of the functional duality of opposition (DFO). The concept of duality of the Eastern monody system, which is substantiated in the monograph, is developed on the material of Tajik and Uzbek traditional music (solo vocal and instrumental, as well as ensemble performance). The author applies, in addition to General scientific and artistic methods, interdisciplinary research methods, as well as methods of analyzing musical and audio texts. As a result, the author identified two types of DFO (diffusing DFO and contrasting DFO), and the basic principles of the structure of the musical body of Eastern monody, typical for each of them. The scientific novelty and theoretical value of the research allow us to see the prospects for its continuation in the following areas: developing semantic fields of musical intonation, internal plans of the creative process, and the study of vertical harmonic-functional organization of monody (“monodic harmony”).

Добжанская, О. Э. Рецензия на: Ульмасов Ф. А. Многомерность восточной монодии в контексте сольного вокально-инструментального музицирования: на материале таджикской и узбекской традиционной музыки. Душанбе: Истеъдод, 2017. 320 с. / Добжанская О. Э. ; "Арктический государственный институт культуры иискусств" // Russian studies in culture and society. - 2020, Т. 4, N 1. - C. 60-70.