Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 1274
1.

Количество страниц: 13 с.

В статье изучается образные интерпретации шаманского бубна у самодийских народов (нганасан, ненцев, энцев, селькупов). Бубен рассматривается в контексте шаманского обряда, в основном как ритуальное орудие, однако с учетом звуковой функции фоноинструмента.

Dobzhanskaya, O. E. Samoyedic shamanic drums: some symbolic interpretations / Oksana Dobzanskaya // Shamanhood and Mythology Archaic Techniques of Ecstasy and Current Techniques of Research : Honour of Mihály Hoppál, celebrating his 75th Birthday / edited by Attila Mátéffy, György Szabados, Tamás Csernyei. - Budapest : Robinco, 2017. - 512 p. - P. 63-75.

2.

Количество страниц: 4 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
История изучения музыкальной культуры самодийских народов / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Сферы взаимодействия Таймырского краеведческого музея: традиции, современность, новации : сборник трудов [интернет-конференции с международным участием, 25 июля - 7 октября 2012, г. Дудинка / ответственный редактор Л. А. Чурилова]. - Дудинка : Таймырский краеведческий музей, 2012. - С. 96-99 : ил., цв. ил., портр., факс.

3.

Количество страниц: 12 с.

Автор статьи занимается изучением шаманской музыки нганасан с 1989 г. Данная статья продолжает описание творческой жизни представителей рода Нгамтусуо. Статья основана на собственных материалах автора, записанных в 2002 - 2007 гг. в г. Дудинка

Добжанская, О. Э. Нганасанские обрядовые песни в исполнении наследников шамана (к проблеме имитации шаманского ритуала) / О. Э. Добжанская // Per Urales ad Orientem. Iter polyphonicum multilingue : festskrift tillagnad Juha Janhunen pa hans sextioarsdag den 12 februari 2012 / редакторы: Tiina Hyytiäinen, Lotta Jalava, Janne Saarikivi, Erika Sandman. - Helsinki : Suomalais-Ugrilainen Seura, 2012. - 542 p. - P. 53-64.

4.

Количество страниц: 9 с.

В статье рассматривается роль национальной музыкальной культуры саха в формировании и развитии академической музыки Якутии в XX - XXI веках, предлагается периодизация якутской композиторской музыки, прослеживается связь между народной и композиторской музыкой на всех этапах развития последней. Особо акцентирован подготовительный этап (1930 - е - середина 1940 - х годов), когда благодаря деятельности профессионалов устной традиции происходит передача ценностей фольклорного музыкального творчества саха письменной композиторской культуре. Процесс развития композиторской музыки разделяется на 4 этапа, каждый из которых обобщенно охарактеризован с точки зрения взаимодействия академической музыки с фольклорными традициями. В каждом этапе называются композиторы, основные жанры, произведения, выявляются связанные с фольклором стилевые черты академической музыки.
The article considers the role of the national musical culture of Sakha in the formation and development of classical music of Yakutia in the 20th - 21st centuries. The author offers the periodization of the Yakut composers' music, traces the connections between folk music and classical music at all stages of development. A special attention is paid to the preparatory phase (1930s - mid 1940s), within which the values of Sakha musical folklore w ere trans mitt ed to the classical musical culture. The development process of Yakut classical music is divided into 4 stages, each of which is generally characterized from the point of view of the interaction of classical music with folk traditions. The author designates composers, major genres and works of each stage, identifies the main stylistic features of classical music, associated with the folklore.

Добжанская, О. Э. От героического эпоса олонхо - к опере и киномузыке (этапы развития композиторской музыки Якутии) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры иискусств // Журнал Общества теории музыки. - 2020, N 2. - С. 13-21. - DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.002
DOI: 10.26176/otmroo.2020.30.2.002

5.

Количество страниц: 9 с.

Добжанская, О. Э. Шаманская музыка самодийских народов как универсальный язык общения человека с духами сверхъественного мира / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Материалы 2-й международной конференции по самодистике : (посвящается 100-летию со дня рождения Натальи Митрофановны Терещенко) : 16-18 октября 2008 г. / [редакционная коллегия: А. П. Володин, Е. В. Головко, М. Д. Люблинская, А. М. Певнов и др.]. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. - С. 253-261.

6.

Количество страниц: 7 с.

Добжанская, О. Э. Чукотские наигрыши на рамном варгане / О. Э. Добжанская // Варган (хомус) и его музыка : (материалы I всесоюзной конференции, 1988 г.) / [предисловие Ивана Алексеева]. - Якутск, 1991. - 138 : ил. ; 21 см. - C. 52-58.

7.

Год выпуска: 2024

В московской Библиотеке иностранной литературы в ноябре было нетипично шумно. И весело одновременно. На вечере, посвященном традициям чукчей, эвенов и юкагиров, можно было услышать необычные музыкальные инструменты и стать участниками массового танца-спектакля. Потанцевать вместе с москвичам решил и слушатель Школы межэтнической журналистики Георгий Неуймин
8.

Количество страниц: 15 с.

Рецензия посвящена анализу актуального исследования Ф. А. Ульмасова, посвященного традиционной восточной монодии Таджикистана и Узбекистана. Автор исследования Ф. А. Ульмасов предложил новый подход к пониманию и изучению восточной монодии, основанный на концепции многомерности музыкального искусства, реализующегося через творческий акт музицирования солиста. В основе концепции многомерности Ф. Ульмасова лежит представление о взаимодействии двух планов музыкального восприятия и мышления – внутреннего (в ментальной сфере) и внешнего (проявляющегося в акте музицирования). Данное основополагающее теоретическое положение автор определяет как принцип двуплановой функционально-оппозиционной многомерности (ДФОМ). Обоснованная в монографии концепция многомерности системы восточной монодии развита на материале таджикской и узбекской традиционной музыки (сольного вокально-инструментального, а также ансамблевого исполнительства). Автором применены, помимо общенаучных и искусствоведческих методов, интердисциплинарные методы исследования, а также методики анализа нотного и звукового текста. Как результат, автор выявил две разновидности ДФОМ (диффузную и контрастную), и основные принципы построения музыкальной ткани восточной монодии, типичные для каждой из них. Научная новизна и теоретическая ценность исследования позволяют видеть перспективы его продолжения в областях разработки смысловых полей музыкальной интонационности, внутренних планов творческого процесса, изучения вертикальной ладофункциональной организации ("монодической ладовой гармонии").
The review is devoted to the analysis of F. A. Ulmasov’s current research on the traditional Eastern monody of Tajikistan and Uzbekistan. The author F. A. Ulmasov, proposed a new approach to understanding and studying Eastern monody, based on the concept of multidimensional musical art,realized through the creative act of making music by the soloist. The concept of multi-dimensionality is based on F. Ulmasov’s idea of the interaction of two planes of musical perception and thinking – internal (in the mental sphere) and external (manifested in the act of playing music). This fundamental theoretical position is defined by the author as the principle of the functional duality of opposition (DFO). The concept of duality of the Eastern monody system, which is substantiated in the monograph, is developed on the material of Tajik and Uzbek traditional music (solo vocal and instrumental, as well as ensemble performance). The author applies, in addition to General scientific and artistic methods, interdisciplinary research methods, as well as methods of analyzing musical and audio texts. As a result, the author identified two types of DFO (diffusing DFO and contrasting DFO), and the basic principles of the structure of the musical body of Eastern monody, typical for each of them. The scientific novelty and theoretical value of the research allow us to see the prospects for its continuation in the following areas: developing semantic fields of musical intonation, internal plans of the creative process, and the study of vertical harmonic-functional organization of monody (“monodic harmony”).

Добжанская, О. Э. Рецензия на: Ульмасов Ф. А. Многомерность восточной монодии в контексте сольного вокально-инструментального музицирования: на материале таджикской и узбекской традиционной музыки. Душанбе: Истеъдод, 2017. 320 с. / Добжанская О. Э. ; "Арктический государственный институт культуры иискусств" // Russian studies in culture and society. - 2020, Т. 4, N 1. - C. 60-70.

9.

Количество страниц: 7 с.

В статье анализируется вокально-симфоническая поэма норильского композитора В. И. Примака "Аан Дойду" (Нганасанские сказания). Содержание произведения раскрыто в контексте мировоззрения коренных народов Таймыра, рассмотрено влияние фольклора нганасан на музыкальный стиль сочинения.
The article analyzes the vocal-symphonic poem “Aan Doidu” by the Norilsk composer V. I. Primak (Nganasan tales). The author reveals the content of the work through the worldview of the indigenous people of Taimyr. In addition, the author considers the influence of Nganasan folklore on the musical style of the composition.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Философский ракурс осмысления традиционной культуры народов Крайнего Севера в композиторском творчестве В. И. Примака (на примере вокально-симфонической поэмы "Аан Дойду") = Philosophical perspective of realising traditional culture of northern indigenous in musical creativity by V. I. Primak (on the example of the vocal-symphonic poem “Aan Doydu”) / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении. - 2020. - Вып. 7. - С. 47-52. Рез. также англ. - Библиогр.: с. 51-52 (9 назв.). - В статье анализируется вокально-симфоническая поэма норильского композитора В. И. Примака "Аан Дойду" (Нганасанские сказания). Содержание произведения раскрыто в контексте мировоззрения коренных народов Таймыра, рассмотрено влияние фольклора нганасан на музыкальный стиль сочинения. . - The article analyzes the vocal-symphonic poem “Aan Doidu” by the Norilsk composer V. I. Primak (Nganasan tales). The author reveals the content of the work through the worldview of the indigenous people of Taimyr. In addition, the author considers the influence of Nganasan folklore on the musical style of the composition.

10.

Количество страниц: 11 с.

Актуальность изучения музыкальной культуры народов Российской Арктики усиливается ввиду современных процессов интенсивного экономического освоения данного региона. К сожалению, состояние музыкального фольклора и языков коренных малочисленных народов является критическим. В статье анализируются основные этапы изучения музыкальной культуры народов Арктики (академический, этнографический, музыковедческий), отмечается вклад в исследование предмета российских и зарубежных музыковедов. Характеризуются актуальные для изучения музыки арктических народов методологические концепции: интонационно-акустическая культура этноса, регионально- историческая типология музыкальной культуры народов Сибири, концепции раннефольклорного интонирования, звучащих ландшафтов Арктики. Музыкальная культура народов Арктики является частью нематериального культурного наследия России, и нуждается в скорейшем изучении, сохранении, публикации. Теоретическое рассуждение в статье иллюстрируется примерами жанров народной музыки и нотацией чукотского горлохрипения на вдох и выдох.
The relevance of studying the musical culture of the Arctic peoples is enhanced due to the current processes of intensive economic development of this region. Unfortunately, the state of musical folklore and indigenous languages of Arctic peoples is critical. The article analyzes the main stages of studying the musical culture of the Arctic peoples (academic, ethnographic, musicological), and notes the contribution of Russian and foreign musicologists to the research of the subject. Authors characterized some main methodological concepts relevant to the study of music of the Arctic peoples such as intonation-acoustic culture of an ethnic group, regional- historical typology of musical culture of the peoples of Siberia, concepts of early-folk intonation, sounding landscapes of the Arctic. The musical culture of the Arctic peoples is the part of the intangible cultural heritage of Russia, and needs to be studied, preserved, and published as soon as possible. The theoretical reasoning in the article is illustrated by examples of folk musical genres and music notation of Chukchi throat-singing.

Добжанская, О. Э. Музыкальная культура народов Арктики: проблемы и перспективы изучения / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. - N 1. - С. 52-62. - DOI: 10.26176/MAETAM.2020.53.49.001
DOI: 10.26176/MAETAM.2020.53.49.001