Место работы автора, адрес/электронная почта: Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4 ; e-mail: dobzhanskaya@list.ru ; http://agiki.ru
Ученая степень, ученое звание: д-р искусствоведения
Область научных интересов: Музыкальная фольклористика, музыкальные инструменты народов Арктики, шаманская музыка народов Сибири, традиционное и современное музыкальное творчество народов Таймыра, музыкально-эстетические проблемы в народной художественной культуре
ID Автора: SPIN-код: 1046-0714, РИНЦ AuthorID: 312599
Количество страниц: 13 с.
- Религия. Теология,
- Общественные науки. Образование > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт > Музыка,
- НАУКА ЯКУТИИ > РЕЛИГИЯ. ТЕОЛОГИЯ,
- НАУКА ЯКУТИИ > ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы,
- НАУКА ЯКУТИИ > ИСКУССТВО. ФОТОГРАФИЯ. МУЗЫКА. ИГРЫ. СПОРТ > Музыка.
Dobzhanskaya, O. E. Samoyedic shamanic drums: some symbolic interpretations / Oksana Dobzanskaya // Shamanhood and Mythology Archaic Techniques of Ecstasy and Current Techniques of Research : Honour of Mihály Hoppál, celebrating his 75th Birthday / edited by Attila Mátéffy, György Szabados, Tamás Csernyei. - Budapest : Robinco, 2017. - 512 p. - P. 63-75.
Источник: SHS Web of Conferences. - 2022, Т. 134.
Количество страниц: 7 с.
Целью данного исследования является изучение звукоиздающих подвесок на шаманском костюме эвенков, якутов и нганасан в единстве шаманского ритуального комплекса и ритуальных музыкальных традиций. Шаманские подвески интерпретируются как особый текст культуры, отражение геокультурных представлений народов Арктики. Статья основана на материалах полевых исследований, проведённых авторами на Таймыре в 1989–1990 годах, в Оленёкском эвенкийском национальном округе Якутии в 2014 году, а также на научных публикациях. Звуковой мир шаманского ритуала — это сложная звуковая картина, которая формируется при использовании вокальных, вербальных, вокально-речевых, сигнальных, инструментальных типов интонации. Движения шамана сопровождаются звуком сталкивающихся подвесок на костюме шамана и его составляющих (повязке, обуви, перчатках).
Звукоиздающие подвески были описаны этнографами и музыковедами, но не рассматривались в связи с геокультурными исследованиями. Металлические подвески на костюме шамана обозначают священные пространственные модели Вселенной (образы небесных тел — солнца, луны, звёзд), мифологические пространства Верхнего, Среднего и Нижнего миров, населённые духами-помощниками шамана — птицами, животными, антропоморфными существами, символизируют части человеческого тела и т. д. Перспективы изучения подвесок на костюме шамана как символического воплощения ландшафта заключаются в более полном описании и обобщении всех известных материалов, включая анализ костюмов шаманов из этнографических музейных коллекций.
Reflection of Arctic geocultures in the sounding attributes of the shaman costumes of Sakha, Evenks and Nganasans / Oksana Dobzanskaya, Vera Nikiforova, Varvara Dyakonova ; Arctic State Institute of Culture and Arts // SHS Web of Conferences. - 2022, Т. 134. - С. 1-7
Количество страниц: 13 с.
Dobzhanskaya, O. E. The opposition of the Nganasans ritual and non-ritual folklore music styles as a reflection ofthe ideas of the spatial organisation / Oksana Dobzanskaya ; Arctic State Institute of Culture and Arts // The Arctic in a space of knowledge :The collection of Saint Petersburg State University scientific events articles (2020–2021) / Saint Petersburg State University ; редактор: Nadezhda Kharlampieva. - Saint Petersburg : Saint Petersburg University Press, 2022. - P. 142-154
Количество страниц: 15 с.
Dobzhanskaya, O/ E. The Living Has Sound. The Dead Is Silent / Oksana E. Dobzhanskaya ; Moscow State University // Anthropology & archeology of Eurasia. - 2016, Т. 55, N 1. - С. 7-21. - DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485
DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485