Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 280
1.

Ответственность: Попова Людмила Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Данная статья описывает изучение атеизма как отдельного вида мировоззрения в советское время и в современной России. Приведен анализ системы воспитания атеистических взглядах в обоих временах, а также приведено сравнение обоих подходов к изучение атеизма среди российского народа.
This article describes the study of atheism as a separate type of worldview in Soviet times and in modern Russia. The analysis of the system of education of atheistic views in both times is given, as well as a comparison of both approaches to the study of atheism among the Russian people.

Софронеев, А. П.
Воспитание и образование атеизма в СССР и современной России / А. П. Софронеев ; научный руководитель Л. Н. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 189-192.

2.

Количество страниц: 4 с.

Данная статья посвящена памяти выдающегося ученого и педагога, Валентина Степановича Луковцева, который оказал значительное влияние на развитие социологии в Республике Саха (Якутия). Упоминаются защита кандидатской и докторской диссертаций, а также его вклад в развитие социологии в регионе. В статье отмечается важная роль Валентина Степановича в создании новых специальностей и направлений подготовки специалистов в экономическом институте Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Его строгий стиль руководства, умение организовывать и вдохновлять коллектив преподавателей и студентов, а также инициативность в проведении социологических исследований делают его незабываемым лидером и патриотом науки и образования в Якутии.
This article is dedicated to the memory of the outstanding scientist and teacher, Valentin Stepanovich Lukovtsev, who had a significant influence on the development of sociology in the Republic of Sakha (Yakutia). The defense of his candidate’s and doctoral dissertations is mentioned, as well as his contribution to the development of sociology in the region. The article notes the important role of Valentin Stepanovich in the creation of new specialties and areas of training for specialists at the Economic Institute of the Yakut State University named after. M. K. Ammosova. His strict leadership style, ability to organize and inspire a team of teachers and students, as well as initiative in conducting sociological research make him an unforgettable leader and patriot of science and education in Yakutia.

Игнатьева, Т. Ф.
Луковцев Валентин Степанович: ученый, педагог, наставник / Т. Ф. Игнатьева, Л. Н. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт, Филологический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 78-81.

3.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена памяти ученого, профессора, доктора философских наук Луковцева Валентина Степановича, который внес значительный вклад в развитие и становление социологии в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова. В статье проводятся параллели жизненного пути профессора с историей социологической мысли в России, а также влияние профессора Луковцева В. С. на воспитание личности студента. Луковцев В. С. был организатором, ученым, педагогом и наставником, который посвятил многие годы преподаванию и воспитанию молодых специалистов. Наследие профессора Луковцева В. С. продолжает жить и развиваться, минуя тысячелетия, знания и образование — это ключ к самореализации и самосовершенствованию человека.
The article is devoted to the memory of the scientist, professor, doctor of philosophy Valentin Lukovtsev, who made a significant contribution to the development and formation of sociology at the North-Eastern Federal University named byM. K. Ammosova. The article draws parallels of the life path professor with the history of sociological thought in Russia, and the influence of professor Lukovtsev. V.C. education of the student personality. The Lukovtsev V. C. was an organizer, scientists, teacher and mentor, who devoted many years to the teaching and education of young professionals. Legacy of professor Lukovtsev V.C. continues to live and develop, bypassing the millennium, know ledge and education are the key to self-realization and self-improvement of a person.

Михайлова, А. В.
Минуя тысячелетия: к 95-летию доктора философских наук, профессора Луковцева Валентина Степановича / А. В. Михайлова, О. Д. Романова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 69-74.

4.

Количество страниц: 8 с.

В условиях глобализации и усиления миграционных процессов проблема социальной интеграции в мультикультурных обществах становится ключевой для обеспечения стабильности и социальной сплоченности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых интеграционных стратегий, способных ответить на вызовы XXI века, включая миграцию и рост культурного многообразия. В статье рассматриваются теоретические аспекты социальной интеграции, анализируются основные модели интеграционной политики и выявляются факторы, способствующие или препятствующие успешной интеграции. Анализируются как классические концепции, так и современные теории и подходы к исследованию социальной интеграции. Рассматриваются примеры интеграционной политики в различных странах, а также новые вызовы, связанные с глобальными миграционными кризисами. Статья предлагает критический анализ существующих моделей интеграции и обосновывает необходимость гибких, адаптивных стратегий, учитывающих как универсальные принципы равенства, так и культурное многообразие. Особое внимание уделяется антропологическому исследовательскому подходу в условиях нарастающей культурной сложности современного мира. Современный этап осмысления проблем социальной интеграции очерчен антропологическим поворотом, который актуализирует телесные, эмоциональные и повседневные измерения межкультурного взаимодействия. В заключении статьи подчеркивается, что социальная интеграция в мультикультурном обществе представляет собой сложный, многомерный процесс, требующий комплексного подхода. В дальнейшем необходима разработка гибких, адаптивных стратегий интеграции, способных учитывать как глобальные вызовы, так и локальную специфику. Статья вносит вклад в развитие социально-философской дискуссии о путях формирования общества, основанного на принципах справедливости, солидарности и взаимного признания.
In the context of globalization and intensification of migration processes, the problem of social integration in multicultural societies becomes key to ensuring stability and social cohesion. The relevance of the study is due to the need to develop new integration strategies that can respond to the challenges of the 21st century, including migration and the growth of cultural diversity. The article considers the theoretical aspects of social integration, analyzes the main models of integration policy and identifies the factors that contribute to or hinder successful integration. Both classical concepts and modern theories and approaches to the study of social integration are analyzed. Examples of integration policies in various countries are considered, as well as new challenges associated with global migration crises. The article offers a critical analysis of existing integration models and substantiates the need for flexible, adaptive strategies that take into account both the universal principles of equality and cultural diversity. Particular attention is paid to the anthropological approach in research in the context of the increasing cultural complexity of the modern world. The current stage of understanding the problems of social integration is outlined by the anthropological turn, which actualizes the bodily, emotional and everyday dimensions of intercultural interaction. In conclusion, the article emphasizes that social integration in a multicultural society is a complex, multidimensional process that requires an integrated approach. In the future, it is necessary to develop flexible, adaptive integration strategies that can take into account both global challenges and local specifics. The article contributes to the development of a socio-philosophical discussion on the ways of forming a society based on the principles of justice, solidarity and mutual recognition.

Корякина, А. А.
Социальная интеграция в мультикультурном обществе / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 87-94. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-87-94
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-87-94

5.

Количество страниц: 12 с.

Целью работы является выявление фундаментальных принципов и подходов методологии исследования искусства и литературы и демонстрация возможностей рациональных методов (с элементами иррациональности) для этих целей. Наиболее важными группами этой методологии являются философские методы: феноменология, герменевтика, идеографический, номотетический методы, методы метафизики, диалектики, семиотики; универсальные методы естественнонаучного происхождения: теории коммуникаций, систем, синергетики, информатики; методы социально-гуманитарных наук на основе: историзма, механицизма, натурализма, органицизма, психологизма, антропологизма, структурализма, сциентизма, эволюционизма, формализма, функционализма, позитивизма; методы литературоведения и культурологии; методы социологии и социальной философии. Эти методы применены к основным этапам развития искусства и к наиболее важным направления и стилям искусства в различных сочетаниях и в зависимости от интервалов их применимости. В качестве основных подходов исследуемой методологии используется синтез большинства существующих методов в пределах всех сфер литературы и искусства, либо в пределах его вида, жанра или стиля; выявляются ряды методологических подходов, обеспечивающие взаимодействие одного метода с другим, выявление систем и подсистем этих методов для конкретных условий исследования. Взаимодействие методологии используемой творцом произведений и методов восприятия его работ (то есть взаимодействие онтологических и эпистемологических подходов к творению и исследованию). Утверждается, что рационализированная методология исследования произведений искусства и литературы имеет значительные перспективы. Используя различные виды синтеза в различных жанрах и между ними можно получить единую целостную картину восприятия произведений. Опора на пределы восприятия, связанная, как правило, с великими тайнами выдающихся произведений искусства и литературы, аналогична пределам, на которые опирается методология науки или религиозные откровения и позволяет связать рациональное с иррациональным в этом процессе познания. Еще одно перспективное направление связано с совершенствованием известных методов исследования произведений искусства и литературы: семиотики, герменевтики, социологии, культурологии, теории коммуникаций в зависимости от характерных черт конкретного произведения. Эволюция этих методов также стремится к единству, целостности и взаимной дополнительности всего процесса познания произведений искусства и литературы.
The aim of the work is to identify the fundamental principles and approaches to the methodology of art and literature research and to demonstrate the capabilities of rational methods (with elements of irrationality) for these purposes. The most important groups of this methodology are philosophical methods: phenomenology, hermeneutics, ideographic, nomothetic, methods of metaphysics, dialectics, semiotics; universal methods of natural scientific origin: theories of communications, systems, synergetic, computer science; methods of social and humanitarian sciences based on: historicism, mechanism, naturalism, organicism, psychologism, anthropologism, structuralism, scientism, evolutionism, formalism, functionalism, positivism; methods of literary criticism and cultural studies; methods of sociology and social philosophy. These methods are applied to the main stages of art development and to the most important trends and styles of art in various combinations and depending on the intervals of their applicability. The main approaches of the methodology under study are the synthesis of the majority of existing methods within the all sphere of the art and literature, or within its type, genre or style; a series of methodological approaches are identified that ensure the interaction of one method with another, the identification of systems and subsystems of these methods for specific research conditions. Interaction of the methodology used by the creator of works and the methods of perception of his works (that is, the interaction of ontological and epistemological approaches to creation and research). It is argued that the rationalized methodology of studying works of art and literature has significant prospects. Using various types of synthesis in different genres and between them, it is possible to obtain a single, holistic picture of the perception of works. Reliance on the limits of perception, usually associated with the great mysteries of outstanding works of art and literature, is similar to the limits on which the methodology of science or religious revelations is based and allows us to link the rational with the irrational in this process of cognition. Another promising direction is associated with the improvement of the known methods of studying works of art and literature: semiotics, hermeneutics, sociology, cultural studies, communication theory, depending on the characteristic features of a particular work. The evolution of these methods also strives for unity, integrity and mutual complementarity of the entire process of cognition of works of art and literature.

Данилова, В. С.
Методология исследования произведений искусства и литературы / В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 65-76. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76

6.

Количество страниц: 7 с.

Интерес к наследию Канта вызван многими социальными проблемами. В настоящее время проблемы, связанные с возникновением новых направлений в науке и философии вызывают интерес к изучению психологической, когнитивной сторон философии Канта. Методологическую основу исследования составил метод анализа, сравнения, поиск проблемы познания позволил проследить актуализацию социально-психологического аспекта философии Канта.
The interest in Kant’s legacy is caused by many social problems. At present, problems associated with the emergence of new trends in science and philosophy cause interest in studying the psychological, cognitive aspects of Kant’s philosophy. The methodological basis of the study was the method of analysis, comparison, the search for the problem of cognition made it possible to trace the actualization of the sociopsychological aspect of Kant’s philosophy.

Сергеева, А. И.
Актуальность учения И. Канта: социально-психологический аспект / А. И. Сергеева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - N 3 (35). - C. 95-101. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-3-95-101
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-3-95-101

7.

Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота

Год выпуска: 1970

Количество страниц: 424 с.

9.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 472 с.

10.

Количество страниц: 2 с.

Данилова, В. С. Республиканская студенческая конференция "Философия и методология научных исследований" / В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 204-205. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-204-205
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-204-205