Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 603
1.

Ответственность: Михайлова Анна Викторовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматриваются основные аспекты понятия эмоционального интеллекта. Рассматриваются важные исторические моменты становления эмоционального интеллекта как отдельного подразделения в психологии личности. Конкретизируется существующие и наиболее популярные направления в изучении эмоционального интеллекта человека. Выявлено влияние эмоционального интеллекта на выбор профессии. На основании анализа связей эмоционального интеллекта с выбираемыми старшеклассниками типами профессий и сферами профессиональной деятельности, их профессиональными предпочтениями выявлены те виды профессиональной деятельности, в выборе которых серьезную роль может играть эмоциональный интеллект.
The article deals with the main aspects of the concept of emotional intelligence. Important historical moments of the formation of emotional intelligence as a separate subdivision in personality psychology are considered. The existing and most popular directions in the study of human emotional intelligence are specified. The influence of emotional intelligence on the choice of profession was revealed. Based on the analysis of the relationship of emotional intelligence with the types of professions and areas of professional activity chosen by high school students, their professional preferences, those types of professional activity were identified, in the choice of which emotional intelligence can play a serious role.

Никитина, Л. И.
Влияние эмоционального интеллекта на выбор профессии / Л. И. Никитина ; научный руководитель А. В. Михайлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 270-273.

2.

Количество страниц: 8 с.

Как известно, целью межкультурного образования на современном этапе провозглашается развитие личности, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации. Данный вопрос заостряет внимание высшего образования на эффективной стратегии воспитания такой личности в поликультурном образовательном пространстве, в современных условиях кризиса идентичности. В процессе проведения данного исследования был осуществлен анализ влияния глобализации на кризис идентичности, который выступает в качестве одного из наиболее серьезных глобализационных вызовов, ставя под сомнение устойчивость традиционных норм и ценностей в обществе. В рамках исследования были глубоко изучены философские предпосылки межкультурного подхода к образованию как общего мировоззренческого подхода. В настоящей научной статье рассматриваются последствия одного из наиболее заметных глобализационных вызовов - унификации, когда локальные традиции могут быть вытеснены глобальными стандартами. Это приводит к потере уникальности культурной идентичности. Необходимо привить молодому поколению новую систему ценностей, возродить концепцию личности, основанной на идеях культуросообразности. Проблема сосуществования множества различных культур в современном мире должна быть обусловлена концепцией межкультурализма. В заключение статьи приходим к выводу, что задачей науки в современных условиях является изучение идентификационных механизмов и выработка на этой основе общего мировоззренческого межкультурного подхода. Таким образом, целью образования на сегодняшнем этапе глобализации следует признать развитие личности, обладающей уникальной культурной идентичностью и воспитанной в духе патриотизма и уважения к собственным традициям.
As it is known, the goal of intercultural education at the present stage is the development of a personality willing and able to participate in intercultural communication. This issue focuses the attention of higher education on an effective strategy for educating such a personality in a multicultural educational space, in the modern conditions of an identity crisis. In the process of conducting this study, an analysis was made of the influence of globalization on the identity crisis, which acts as one of the most serious globalization challenges, calling into question the sustainability of traditional norms and values in society. Within the framework of the study, the philosophical premises of the intercultural approach to education as a general ideological approach were deeply studied. This scientific article examines the consequences of one of the most noticeable globalization challenges - unification - when local traditions can be supplanted by global standards. This leads to the loss of the uniqueness of cultural identity. It is necessary to instill in the younger generation a new system of values, to revive the concept of personality based on the ideas of cultural conformity. The problem of the coexistence of many different cultures in the modern world should be conditioned by the concept of interculturalism. In conclusion of the article we come to the conclusion that the task of science in modern conditions is to study identification mechanisms and develop on this basis a common ideological intercultural approach. Thus, the goal of education at the current stage of globalization should be recognized as the development of a personality with a unique cultural identity and brought up in the spirit of patriotism and respect for their own traditions.

Корякина, А. А. Межкультурный мировоззренческий подход как стратегия воспитания личности / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федеральногоуниверситета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 3 (39). - С. 90-97. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-90-97
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-90-97

3.

Количество страниц: 10 с.

В данной статье описаны особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях с младшим подростком, проживающих на территории Республика (Саха) Якутия. Описаны основные субъективные образы, характеристики и психологические особенности перцепции участников детско-родительских отношений. В исследовании приняло участие 106 семей. Возраст детей - младшие подростки от 11 до 14 лет. Возраст родителей от 32 до 61 года. В качестве психологического инструментария использовался проективный метод "Семья животных". Методом обработки и анализа данных выступил контент-анализ, использовался метод частотности упоминания. В качестве статистической обработки данных использовался непараметрический критерий Краскела - Уоллиса для K - независимых выборок и описательный метод: таблицы сопряженности. В результатах исследования показано, что для подростков и их родителей характерно сохранение традиционной иерархичности в структуре детско-родительских отношений, сохранение традиционности образов ребенка и родителя. Для младших подростков характерна двойственность в отношении к родителям. Двойственность выражается в сохранение образа родителя как главенствующего в данных отношениях, при этом показано, что стремление к равноправности и детоцентризму наблюдается у более 50% младших подростков. Для отцов и матерей характерна традиционная система детско-родительских отношений. Матери более склонны к смещению к детоцентризму в сравнении с отцами. Матери и младшие подростки чаще демонстрируют тревожность, беспокойство и внутренний конфликт в ситуациях диагностики детско-родительских отношений. Отцы, напротив, характеризуются уверенностью и субъективной удовлетворённостью при диагностики детско-родительских отношений.
This article describes the perceptions of parent-child relationships in families with young adolescents living in the Republic of Sakha (Yakutia). It describes the key subjective images, characteristics, and psychological aspects of the participants’ perceptions of parent-child relationships. A total of 106 families participated in the study. The children were young adolescents, aged 11 to 14. The parents ranged in age from 32 to 61. The Animal Family projective method was used as a psychological tool. A context analysis was used for data processing and analysis, using the frequency of mention method. For statistical processing of data, the nonparametric Kruskal-Wallis test for K-independent samples and the descriptive method: contingency tables were used. The study results show that adolescents and their parents tend to maintain a traditional hierarchy in the structure of parent-child relationships, preserving traditional images of child and parent. Younger adolescents are characterized by ambivalence in their attitudes toward their parents. Duality is expressed in the persistence of the parent’s image as dominant in these relationships, while a desire for equality and child-centrism was observed in over 50% of young adolescents. Fathers and mothers are characterized by a traditional system of parent-child relationships. Mothers are more prone to a shift toward child-centrism than fathers. Mothers and young adolescents are more likely to display anxiety, worry, and internal conflict when assessing parent-child relationships. Fathers, on the other hand, are characterized by confidence and subjective satisfaction when assessing parent-child relationships.

Васягина, Н. Н. Психологические особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших подростков / Н. И. Васягина, Е. В. Градинар ; Уральский государственный педагогический университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 3 (39). - С. 80-89. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-80-89
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-80-89

4.

Ответственность: Попова Людмила Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Данная статья описывает изучение атеизма как отдельного вида мировоззрения в советское время и в современной России. Приведен анализ системы воспитания атеистических взглядах в обоих временах, а также приведено сравнение обоих подходов к изучение атеизма среди российского народа.
This article describes the study of atheism as a separate type of worldview in Soviet times and in modern Russia. The analysis of the system of education of atheistic views in both times is given, as well as a comparison of both approaches to the study of atheism among the Russian people.

Софронеев, А. П.
Воспитание и образование атеизма в СССР и современной России / А. П. Софронеев ; научный руководитель Л. Н. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 189-192.

5.

Количество страниц: 4 с.

Данная статья посвящена памяти выдающегося ученого и педагога, Валентина Степановича Луковцева, который оказал значительное влияние на развитие социологии в Республике Саха (Якутия). Упоминаются защита кандидатской и докторской диссертаций, а также его вклад в развитие социологии в регионе. В статье отмечается важная роль Валентина Степановича в создании новых специальностей и направлений подготовки специалистов в экономическом институте Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Его строгий стиль руководства, умение организовывать и вдохновлять коллектив преподавателей и студентов, а также инициативность в проведении социологических исследований делают его незабываемым лидером и патриотом науки и образования в Якутии.
This article is dedicated to the memory of the outstanding scientist and teacher, Valentin Stepanovich Lukovtsev, who had a significant influence on the development of sociology in the Republic of Sakha (Yakutia). The defense of his candidate’s and doctoral dissertations is mentioned, as well as his contribution to the development of sociology in the region. The article notes the important role of Valentin Stepanovich in the creation of new specialties and areas of training for specialists at the Economic Institute of the Yakut State University named after. M. K. Ammosova. His strict leadership style, ability to organize and inspire a team of teachers and students, as well as initiative in conducting sociological research make him an unforgettable leader and patriot of science and education in Yakutia.

Игнатьева, Т. Ф.
Луковцев Валентин Степанович: ученый, педагог, наставник / Т. Ф. Игнатьева, Л. Н. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт, Филологический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 78-81.

6.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена памяти ученого, профессора, доктора философских наук Луковцева Валентина Степановича, который внес значительный вклад в развитие и становление социологии в Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова. В статье проводятся параллели жизненного пути профессора с историей социологической мысли в России, а также влияние профессора Луковцева В. С. на воспитание личности студента. Луковцев В. С. был организатором, ученым, педагогом и наставником, который посвятил многие годы преподаванию и воспитанию молодых специалистов. Наследие профессора Луковцева В. С. продолжает жить и развиваться, минуя тысячелетия, знания и образование — это ключ к самореализации и самосовершенствованию человека.
The article is devoted to the memory of the scientist, professor, doctor of philosophy Valentin Lukovtsev, who made a significant contribution to the development and formation of sociology at the North-Eastern Federal University named byM. K. Ammosova. The article draws parallels of the life path professor with the history of sociological thought in Russia, and the influence of professor Lukovtsev. V.C. education of the student personality. The Lukovtsev V. C. was an organizer, scientists, teacher and mentor, who devoted many years to the teaching and education of young professionals. Legacy of professor Lukovtsev V.C. continues to live and develop, bypassing the millennium, know ledge and education are the key to self-realization and self-improvement of a person.

Михайлова, А. В.
Минуя тысячелетия: к 95-летию доктора философских наук, профессора Луковцева Валентина Степановича / А. В. Михайлова, О. Д. Романова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 69-74.

7.

Количество страниц: 8 с.

В условиях глобализации и усиления миграционных процессов проблема социальной интеграции в мультикультурных обществах становится ключевой для обеспечения стабильности и социальной сплоченности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых интеграционных стратегий, способных ответить на вызовы XXI века, включая миграцию и рост культурного многообразия. В статье рассматриваются теоретические аспекты социальной интеграции, анализируются основные модели интеграционной политики и выявляются факторы, способствующие или препятствующие успешной интеграции. Анализируются как классические концепции, так и современные теории и подходы к исследованию социальной интеграции. Рассматриваются примеры интеграционной политики в различных странах, а также новые вызовы, связанные с глобальными миграционными кризисами. Статья предлагает критический анализ существующих моделей интеграции и обосновывает необходимость гибких, адаптивных стратегий, учитывающих как универсальные принципы равенства, так и культурное многообразие. Особое внимание уделяется антропологическому исследовательскому подходу в условиях нарастающей культурной сложности современного мира. Современный этап осмысления проблем социальной интеграции очерчен антропологическим поворотом, который актуализирует телесные, эмоциональные и повседневные измерения межкультурного взаимодействия. В заключении статьи подчеркивается, что социальная интеграция в мультикультурном обществе представляет собой сложный, многомерный процесс, требующий комплексного подхода. В дальнейшем необходима разработка гибких, адаптивных стратегий интеграции, способных учитывать как глобальные вызовы, так и локальную специфику. Статья вносит вклад в развитие социально-философской дискуссии о путях формирования общества, основанного на принципах справедливости, солидарности и взаимного признания.
In the context of globalization and intensification of migration processes, the problem of social integration in multicultural societies becomes key to ensuring stability and social cohesion. The relevance of the study is due to the need to develop new integration strategies that can respond to the challenges of the 21st century, including migration and the growth of cultural diversity. The article considers the theoretical aspects of social integration, analyzes the main models of integration policy and identifies the factors that contribute to or hinder successful integration. Both classical concepts and modern theories and approaches to the study of social integration are analyzed. Examples of integration policies in various countries are considered, as well as new challenges associated with global migration crises. The article offers a critical analysis of existing integration models and substantiates the need for flexible, adaptive strategies that take into account both the universal principles of equality and cultural diversity. Particular attention is paid to the anthropological approach in research in the context of the increasing cultural complexity of the modern world. The current stage of understanding the problems of social integration is outlined by the anthropological turn, which actualizes the bodily, emotional and everyday dimensions of intercultural interaction. In conclusion, the article emphasizes that social integration in a multicultural society is a complex, multidimensional process that requires an integrated approach. In the future, it is necessary to develop flexible, adaptive integration strategies that can take into account both global challenges and local specifics. The article contributes to the development of a socio-philosophical discussion on the ways of forming a society based on the principles of justice, solidarity and mutual recognition.

Корякина, А. А.
Социальная интеграция в мультикультурном обществе / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 87-94. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-87-94
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-87-94

8.

Количество страниц: 12 с.

Целью работы является выявление фундаментальных принципов и подходов методологии исследования искусства и литературы и демонстрация возможностей рациональных методов (с элементами иррациональности) для этих целей. Наиболее важными группами этой методологии являются философские методы: феноменология, герменевтика, идеографический, номотетический методы, методы метафизики, диалектики, семиотики; универсальные методы естественнонаучного происхождения: теории коммуникаций, систем, синергетики, информатики; методы социально-гуманитарных наук на основе: историзма, механицизма, натурализма, органицизма, психологизма, антропологизма, структурализма, сциентизма, эволюционизма, формализма, функционализма, позитивизма; методы литературоведения и культурологии; методы социологии и социальной философии. Эти методы применены к основным этапам развития искусства и к наиболее важным направления и стилям искусства в различных сочетаниях и в зависимости от интервалов их применимости. В качестве основных подходов исследуемой методологии используется синтез большинства существующих методов в пределах всех сфер литературы и искусства, либо в пределах его вида, жанра или стиля; выявляются ряды методологических подходов, обеспечивающие взаимодействие одного метода с другим, выявление систем и подсистем этих методов для конкретных условий исследования. Взаимодействие методологии используемой творцом произведений и методов восприятия его работ (то есть взаимодействие онтологических и эпистемологических подходов к творению и исследованию). Утверждается, что рационализированная методология исследования произведений искусства и литературы имеет значительные перспективы. Используя различные виды синтеза в различных жанрах и между ними можно получить единую целостную картину восприятия произведений. Опора на пределы восприятия, связанная, как правило, с великими тайнами выдающихся произведений искусства и литературы, аналогична пределам, на которые опирается методология науки или религиозные откровения и позволяет связать рациональное с иррациональным в этом процессе познания. Еще одно перспективное направление связано с совершенствованием известных методов исследования произведений искусства и литературы: семиотики, герменевтики, социологии, культурологии, теории коммуникаций в зависимости от характерных черт конкретного произведения. Эволюция этих методов также стремится к единству, целостности и взаимной дополнительности всего процесса познания произведений искусства и литературы.
The aim of the work is to identify the fundamental principles and approaches to the methodology of art and literature research and to demonstrate the capabilities of rational methods (with elements of irrationality) for these purposes. The most important groups of this methodology are philosophical methods: phenomenology, hermeneutics, ideographic, nomothetic, methods of metaphysics, dialectics, semiotics; universal methods of natural scientific origin: theories of communications, systems, synergetic, computer science; methods of social and humanitarian sciences based on: historicism, mechanism, naturalism, organicism, psychologism, anthropologism, structuralism, scientism, evolutionism, formalism, functionalism, positivism; methods of literary criticism and cultural studies; methods of sociology and social philosophy. These methods are applied to the main stages of art development and to the most important trends and styles of art in various combinations and depending on the intervals of their applicability. The main approaches of the methodology under study are the synthesis of the majority of existing methods within the all sphere of the art and literature, or within its type, genre or style; a series of methodological approaches are identified that ensure the interaction of one method with another, the identification of systems and subsystems of these methods for specific research conditions. Interaction of the methodology used by the creator of works and the methods of perception of his works (that is, the interaction of ontological and epistemological approaches to creation and research). It is argued that the rationalized methodology of studying works of art and literature has significant prospects. Using various types of synthesis in different genres and between them, it is possible to obtain a single, holistic picture of the perception of works. Reliance on the limits of perception, usually associated with the great mysteries of outstanding works of art and literature, is similar to the limits on which the methodology of science or religious revelations is based and allows us to link the rational with the irrational in this process of cognition. Another promising direction is associated with the improvement of the known methods of studying works of art and literature: semiotics, hermeneutics, sociology, cultural studies, communication theory, depending on the characteristic features of a particular work. The evolution of these methods also strives for unity, integrity and mutual complementarity of the entire process of cognition of works of art and literature.

Данилова, В. С.
Методология исследования произведений искусства и литературы / В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 65-76. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76

9.

Количество страниц: 7 с.

Интерес к наследию Канта вызван многими социальными проблемами. В настоящее время проблемы, связанные с возникновением новых направлений в науке и философии вызывают интерес к изучению психологической, когнитивной сторон философии Канта. Методологическую основу исследования составил метод анализа, сравнения, поиск проблемы познания позволил проследить актуализацию социально-психологического аспекта философии Канта.
The interest in Kant’s legacy is caused by many social problems. At present, problems associated with the emergence of new trends in science and philosophy cause interest in studying the psychological, cognitive aspects of Kant’s philosophy. The methodological basis of the study was the method of analysis, comparison, the search for the problem of cognition made it possible to trace the actualization of the sociopsychological aspect of Kant’s philosophy.

Сергеева, А. И.
Актуальность учения И. Канта: социально-психологический аспект / А. И. Сергеева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - N 3 (35). - C. 95-101. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-3-95-101
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-3-95-101

10.

Количество страниц: 10 с.

В философии математики исторически сложились два противоположных направления: априоризм (Пифагор) и эмпиризм (Аристотель), и оба они оказали свое воздействие на развитие музыки. Философы Древней Греции и Востока отмечали важную роль музыки, она использовалась в религиозных обрядах, которые служили основанием социальных и государственных отношений. В статье представлена совместная панорама развития (по историческим эпохам), философии математики и музыки и отмечается их тесная взаимосвязь. Но если Философия математики давно вошла в раздел наук "Философские вопросы науки", то Философия музыки еще не приобрела такого полноценного статуса, хотя ей посвящали свои работы философы, специалисты по эстетике, искусствоведению, композиторы и музыканты. Это можно связать с тем, что со времен Пифагора наука далеко не продвинулась в объяснении феномена музыки. В статье дана попытка объяснения этому парадоксу и предложения в качестве гипотезы возможные варианты изучения этой темы "Математика и музыка". Развитие наук о мозге, высоких технологий и когнитивных наук могут способствовать успеху в становлении Философии музыки. Философия музыки исследует онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы, сущность, историческое и социальное бытие музыки, а также особенности её взаимодействия с искусством, литературой, математикой, естественными и гуманитарными науками. Прикладными вопросами философии музыки становятся формирование у человека этико-познавательных ориентиров жизни и мировоззренческих идеалов. Музыка находит свое практические воплощение в медицине, психологии, образовании и в различных средствах коммуникации. Последнее становится наиболее важным направлением современной философии и науки. В настоящее время математика способствует развитию новых интегральных направлений музыки, связанных со светом, цветом и многими другими их характеристиками.
In the philosophy of mathematics, two opposing trends have historically developed: apriorism (Pythagoras) and empiricism (Aristotle) and both of them have had their impact on the development of music. Philosophers of Ancient Greece and the East noted the important role of music; it was used in religious rites, which served as the basis for social and state relations. The article presents a joint panorama of the development (by historical eras) of the philosophy of mathematics and music and notes their close relationship. But if the Philosophy of Mathematics has long been included in the section of sciences "Philosophical Questions of Science", the Philosophy of Music has not yet acquired such a full-fledged status, although philosophers, specialists in aesthetics, art criticism, composers and musicians have dedicated their works to it. This can be attributed to the fact that since the time of Pythagoras, science has not advanced much in explaining the phenomenon of music. The article attempts to explain this paradox and offer as a hypothesis possible options for studying this topic "Mathematics and Music". The development of brain sciences, high technologies and cognitive sciences can contribute to the success in the development of the Philosophy of Music. The philosophy of music explores ontological, epistemological and axiological problems, the essence, historical and social existence of music, as well as the features of its interaction with art, literature, mathematics, natural and humanitarian sciences. Applied issues of the philosophy of music are the formation of ethical and cognitive guidelines for life and ideological ideals in humans. Music finds its practical embodiment in medicine, psychology, education and various means of communication. The latter is becoming the most important direction of modern philosophy and science. At present, mathematics contributes to the development of new integral directions in music associated with light, color and many other characteristics.