Градинар Екатерина Васильевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт психологии ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: kasica95@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Область научных интересов: Психология

ID Автора: SPIN-код: 3860-3543, РИНЦ AuthorID: 948526

Документы 1 - 1 из 1
1.

Количество страниц: 10 с.

В данной статье описаны особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях с младшим подростком, проживающих на территории Республика (Саха) Якутия. Описаны основные субъективные образы, характеристики и психологические особенности перцепции участников детско-родительских отношений. В исследовании приняло участие 106 семей. Возраст детей - младшие подростки от 11 до 14 лет. Возраст родителей от 32 до 61 года. В качестве психологического инструментария использовался проективный метод "Семья животных". Методом обработки и анализа данных выступил контент-анализ, использовался метод частотности упоминания. В качестве статистической обработки данных использовался непараметрический критерий Краскела - Уоллиса для K - независимых выборок и описательный метод: таблицы сопряженности. В результатах исследования показано, что для подростков и их родителей характерно сохранение традиционной иерархичности в структуре детско-родительских отношений, сохранение традиционности образов ребенка и родителя. Для младших подростков характерна двойственность в отношении к родителям. Двойственность выражается в сохранение образа родителя как главенствующего в данных отношениях, при этом показано, что стремление к равноправности и детоцентризму наблюдается у более 50% младших подростков. Для отцов и матерей характерна традиционная система детско-родительских отношений. Матери более склонны к смещению к детоцентризму в сравнении с отцами. Матери и младшие подростки чаще демонстрируют тревожность, беспокойство и внутренний конфликт в ситуациях диагностики детско-родительских отношений. Отцы, напротив, характеризуются уверенностью и субъективной удовлетворённостью при диагностики детско-родительских отношений.
This article describes the perceptions of parent-child relationships in families with young adolescents living in the Republic of Sakha (Yakutia). It describes the key subjective images, characteristics, and psychological aspects of the participants’ perceptions of parent-child relationships. A total of 106 families participated in the study. The children were young adolescents, aged 11 to 14. The parents ranged in age from 32 to 61. The Animal Family projective method was used as a psychological tool. A context analysis was used for data processing and analysis, using the frequency of mention method. For statistical processing of data, the nonparametric Kruskal-Wallis test for K-independent samples and the descriptive method: contingency tables were used. The study results show that adolescents and their parents tend to maintain a traditional hierarchy in the structure of parent-child relationships, preserving traditional images of child and parent. Younger adolescents are characterized by ambivalence in their attitudes toward their parents. Duality is expressed in the persistence of the parent’s image as dominant in these relationships, while a desire for equality and child-centrism was observed in over 50% of young adolescents. Fathers and mothers are characterized by a traditional system of parent-child relationships. Mothers are more prone to a shift toward child-centrism than fathers. Mothers and young adolescents are more likely to display anxiety, worry, and internal conflict when assessing parent-child relationships. Fathers, on the other hand, are characterized by confidence and subjective satisfaction when assessing parent-child relationships.

Васягина, Н. Н. Психологические особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших подростков / Н. И. Васягина, Е. В. Градинар ; Уральский государственный педагогический университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 3 (39). - С. 80-89. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-80-89
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-80-89