Зрительное восприятие эпической картины мира (на материале олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" П. А. Ойунского)
Visual perception of the epic world picture: the case of the olonkho Nurgun Bootur the Swift by Platon Oyunsky
Обложка

Зрительное восприятие эпической картины мира (на материале олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" П. А. Ойунского)
Visual perception of the epic world picture: the case of the olonkho Nurgun Bootur the Swift by Platon Oyunsky

Статья в журнале

Русский

398.22(=512.157)

10.25587/2782-4861-2023-3-79-88

эпос олонхо; зрительное восприятие; ситуация зрительного восприятия; глаголзрительного восприятия; якутский язык; процесс восприятия; семантика; субъект; объект; эпическая картина мира; olonkho; visual perception; situation of visual perception; perceptual verbs; Yakut language; perception process; semantics ; subject; object; epic picture of the world

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

В статье освещается проблема зрительного восприятия эпической картины мира в тексте олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» («Дьулуруйар Ньургун Боотур») П. А. Ойунского. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы зрительного восприятия на материале эпических сказаний. Новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка интерпретации функционально-семантических особенностей глаголов со значением зрительного восприятия на материале данного эпического текста. Цель – выявление и описание языковых средств объективации зрительного восприятия как сенсорного процесса с точки зрения их функционирования в эпической картине мира. Для достижения цели использован комплекс методик: метод сплошной выборки для сбора практического материала из текста, компонентный и дефиниционный виды семантического анализа, которые предполагают анализ значений слов через выделение основных компонентов – сем, контекстуальный анализ для изучения функциональной специфики языковой единицы в зависимости от контекста. Фактическим материалом послужили 115 фрагментов контекстного употребления глаголов зрительного восприятия, при этом анализу подвергаются глаголы зрения не только с позиции главного героя как наблюдателя, но и других персонажей. В результате проведенного исследования выявлено, что репрезентация зрительного восприятия осуществляется 4 глагольными единицами (көр-, одуулаа-, олоотоо-, харахтаа-), которые демонстрируют дифференциальные особенности семантики данного класса глаголов зрения, из них по частотности выделяется глагол көр- ‘смотреть, видеть’, на долю которого приходится наибольшее количество примеров. Из-за формата статьи остался не исследованным важный семантический компонент – харах ‘глаз/глаза’, которые, по мнению исследователей, именуются орудием или инструментом зрительного восприятия. Существует определенное количество научных работ, посвященных изучению особенностей концептуальной интерпретации понятия «глаз/глаза». Считаем, что проведенное исследование найдет свое продолжение с привлечением материала по данной проблематике.

Николаева, Т. Н. Зрительное восприятие эпической картины мира (на материале олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" П. А. Ойунского) / Т. Н. Николаева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2023. - N 3 (31). - С. 79-88. - DOI: 10.25587/2782-4861-2023-3-79-88
DOI: 10.25587/2782-4861-2023-3-79-88

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно