Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 7344
1.
Автор:
Кейметинов-Баргачан Василий Спиридонович
Заглавие: Эдек: поэмы

Издательство: Айар

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 68 с.

В сборник известного эвенского поэта В. С. Кейметинова-Баргачана вошли поэмы, в сюжетную канву которых вошли красивые и поучительные легенды древнего народа
2.

Количество страниц: 4 с.

В статье обосновывается положение о том, что поэтические тексты И.М. Гоголева - "Письмена на бивне мамонта", "Песнь о Лене" представляют собой оригинальные для якутской лирической поэзии второй половины XX в. примеры синтезированных, гибридных жанровых форм цикла-поэмы и монтажной полициклической формы. Контаминация жанровых возможностей поэтического цикла и поэмы в рамках целостной художественной структуры дает возможность характеристики текстов в ракурсе качественно нового для якутской литературы метажанрового статуса.
It substantiates the provision that I.M. Gogolev - "Letters on the Mammoth Tusk", "Song of Lena” are original for Yakut lyric poetry of the second half of the twentieth century examples of samples of synthesized, hybrid genre form of a cycle-poem and an assembly polycyclic form. Contamination of the genre possibilities of the poetic cycle and poem within the framework of a holistic artistic structure makes it possible to characterize texts from the perspective of a metazhanre status that is qualitatively new for Yakut literature.

Ефремова, Е. М.
Монтажные лирические формы в поэзии И. М. Гоголева: поэтика и архитектоника / Ефремова Е. М. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 339-342. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.066
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.066

3.

Количество страниц: 5 с.

Исходя из семантических и семиотических констант северного текста литературы Якутии (как совокупности пространственных и ментальных представлений об Арктике, выделяется характерный нарратологический сюжет о северных кочевниках, который в каждом конкретном произведении моделируется в мифотворчество (продукт индивидуального рефлективного сознания автора и архаического коллективного мифа). В статье выявляются сюжетно-мотивные элементы и маркеры "мифа о северных кочевниках", который имеет синтагматический и парадигматический аспекты, другими словами - повествовательный и семантический, структурирующую функцию, скрепляющую повествование эвенских, эвенкийских и юкагирских авторов на сюжетно-тематическом, мотивно-образном, вербальном уровнях художественных текстов. Северную кочевую культуру важно воспринимать как экзистенциальный опыт в экстремальных природных условиях, проявляющийся в персонификации образа Севера, понимании его как живого организма, без которого немыслимо само существование кочевника и кочевой культуры.
Based on the semantic and semiotic constants of the Northern text of the literature of Yakutia (as a set of spatial and mental ideas about the Arctic, a characteristic narratological plot about northern nomads is distinguished, which in each specific work is modeled into myth-making (a product of the author's individual reflective consciousness and an archaic collective myth), the plot-motive elements and markers of the "myth of the northern nomads" are revealed, which has syntagmatic and paradigmatic aspects, in other words, a narrative and semantic, structuring function that holds the narrative of Even, Evenk and Yukaghir authors at the plot-thematic, motivational-figurative, verbal levels It is important to perceive the northern nomadic culture as an existential experience in extreme natural conditions, manifested in the personification of the image of the North, understanding it as a living organism, without which existence itself is inconceivable nomad and nomadic culture.

Охлопкова, Ж. В.
Сюжетообразующий "Миф о северных кочевниках" в северном тексте литературы Якутии / Охлопкова Ж. В. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 334-338. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.065
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.065

4.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье "драма поэта" рассматривается как сложное жанровое образование, основанное на жанрово-родовом синтезе. На основе анализа стихотворных драм "Долина Кёряйи", "Дыхание железного века", "Священный удел" И. Гоголева установлены жанровые признаки "драмы поэта": стиховая форма, сочетающая фольклорный верлибр и свободный стих, лирическое начало, определяющее особенности сюжетно-композиционной организации. Рассмотрены элементы мифологизированной поэтики как одного из доминантных признаков, определяющих жанровую модель стихотворной драмы, процесс лиризации, жанрово-родовых трансформаций и модификаций драматургического текста в целом.
In this article, the "poet’s drama” is considered as a complex genre formation based on genre-gender synthesis. Based on the analysis of the poetic dramas "Valley of Koriyaya", "Breath of the Iron Age”, "Sacred destiny” by I. Gogolev, the genre signs of the "poet’s drama" are established: a poetic form combining a folklore verbal and a free verse, a lyrical beginning that defines the features of the plot-compositional organization. Elements of mythologized poetics are considered as one of the dominant features that determine the genre model of poetic drama, the process of lyricization, genre-gender transformations and modifications of the dramatic text as a whole.

Кириллина, М. А.
Драма поэта как жанровое образование (на материале стихотворных драм И. М. Гоголева) / Кириллина М. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 331-334. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.064
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.064

5.

Количество страниц: 4 с.

Художественное исследование фундаментальной проблемы народной экологической культуры имеет непосредственное отношение к глобальной проблеме сохранения духовно-нравственного наследия, в конечном счете, будущего народов Арктики. А основе романов А.В. Кривошапкина - биографическое начало, что определяет и эволюцию жанра. Сквозной линией через все произведения проходит кровно близкая автору тема кочевья, северного оленя. В центре - семья, многие существенные качества национального характера показаны во взаимоотношениях отцов и детей. Эволюция жанра историко-биографического романа обусловлена усилением социальных проблем времени, определенного перипетиями судеб ламутского народа в эпоху великих перемен. В структуре романа значим интертекст. Геокультурная картина края предстает в концептах: тундра, горы, тайга, горный утес, несущий многозначный философский подтекст, связанный с раздумьями о судьбе народа. Воссоздание своеобразного строя жизни "оленного" народа основано на народно-поэтических, мифологических воззрениях, определяемых органическим единством человека и природы, обожествлением природного мира. Судьба народа в романах А.В. Кривошапкина, воссозданная в единстве биографического и фольклорно-мифологического начала, предстает как художественная энциклопедия жизни эвенского народа.
Artistic research of the fundamental problem of folk ecological culture is directly related to the global problem of preserving the spiritual and moral heritage, ultimately, the future of the peoples of the Arctic. A.V. Krivoshapkin’s novels are based on biographical beginnings which determines the evolution of the genre. The theme of nomads and reindeer, which is very close to the author, runs through all the works as a through line. In the center - the family, many essential qualities of the national character are shown in the relationship of fathers and children. The evolution of the genre of historical and biographical novel is due to the strengthening of social problems of the time defined by the vicissitudes of the fate of the Lamut people in the era of great changes. Intertext is important in the structure of the novel. The geo-cultural picture of the region appears in the concepts: tundra, mountains, taiga, mountain cliff, which carries a significant philosophical subtext associated with thinking about the fate of the people. The reconstruction of the peculiar structure of life of the "deer" people is based on folk-poetic, mythological views, determined by the organic unity of man and nature, the deification of the natural world. The fate of the people in the A. V. Krivoshapkin’s novels recreated in the unity of biographical and folklore-mythological beginnings, appears as an artistic encyclopedia of the life of the Even people.

Мыреева, А. Н.
Судьба северного народа в историко-биографических романах А. В. Кривошапкина / Мыреева А. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич :сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [ид р.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 327-330. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.063
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.063

6.
Автор:
Федоров Егор Васильевич

Издательство: Якутский научный центр СО РАН

Год выпуска: 1992

Количество страниц: 188 с.

7.
Заглавие: Избранное

Издательство: Художественная литература

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 330 с.

В "Избранное" Николая Рубцова (1936-1971) входят стихотворения, изданные как при жизни автора, так и сохранившиеся в его архивах. Высокое чувство родины, яркие картины природы и быта, проникновенный лиризм, ясность и глубина содержания, простота и разнообразие стихотворных форм характерны для творчества талантливого советского поэта
8.
Автор:
Писарев Дмитрий Иванович

Издательство: Гослитиздат

Год выпуска: 1940

Количество страниц: 490 с.

9.

Количество страниц: 7 с.

Один из аспектов становления литературной поэтики рассматривается на примере представлений якутских поэтов о поэтической форме в тексте. Объектом изучения является одна из линий преемственности между основоположником якутской литературы, первым якутским поэтом А.Е. Кулаковским и одним из молодых поэтов конца1920-х годов - Г.В. Баишевым - Алтай Сарыном. Выбор этого поэта связан с тем, что он был известен как один из первых профессиональных филологов (после С.А. Новгородова], получивших востоковедческое образование в Ленинградском университете уже в советское время. Именно Г.В. Баишев является автором одной из гипотез о метрико-силлабической системе в якутском стихосложении. Наличие первичной долготы гласных в якутском языке, развитой аллитерации и системы других звуковых повторов в аллитерационном стихе позволило ему выдвинуть гипотезу о "метрической" (квантитативной] основе традиционного якутского стихосложения. Однако текст работы о стихе репрессированного Алтай Сарына не сохранился и дошел до нас лишь в пересказах и полемических комментариях других поэтов, участников дискуссии о стихе 1928-1929 гг. На основе анализа этих материалов, опубликованных в 1920-е годы, выдвинуто предположение о влиянии идей Алтай Сарына на становление поэтики и стиховедческих представлений в якутской традиции. При этом делается вывод о значительной степени преемственности между ним и взглядами А.Е. Кулаковского, воспринимаемыми в качестве архаизирующей тенденции по отношению к якутскому аллитерационному стиху и в понимании языковой сущности "поэтической формы".
We analyze one of the aspects of genesis of the literary poetics in the case of the conceptions of Yakut poets on "form" in the text. The subject of analysis is one of the aspects of continuity between the first Yakut poet A.E. Kulakovsky and one of the young poets of the late 1920's - G.V. Baishev - Altan Saryn. This poet was selected because he was one of the first linguists (in line with S.A. Novgorodov) to receive a degree in East Asian studies in the Leningrad University. G.V. Baishev was a proponent of one of the hypotheses on metric-syllabic system of Yakut poetry. The presence of primary long vowels in Yakut language, developed alliteration and other types of repetition in alliterative verse led him to suggest a hypothesis of the "metric" (quantitative) base of the traditional Yakut poetry. However, the purged Altan Saryn’s work hasn’t been recovered and survives only in citations and quotes of contemporary p.oets, involved in the discourse on poetry of the 1928-1929's. The analysis of this and other sources, published in the 1920’s, spearheads an idea of a likely influence of Altan Saryn’s ideas on the establishment of the study of poetics and prosody in Yakut tradition. An extrapolation of this is a significant amount of continuity between Altan Saryn and the notions of A.E. Kulakovsky, which are understood as a tendency of archaization from the standpoint of language aspects of the poetic form of Yakut alliterative verse.

Покатилова, Н. В.
Об одной линии преемственности в становлении поэтики: А. Е. Кулаковский и Г. В. Баишев - Алтай Сарын / Покатилова Н. В. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г.Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 321-327. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.062
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.062

10.
Автор:
Рождественский Роберт Иванович

Издательство: Художественная литература

Год выпуска: 1979

Серия, номер выпуска: Т. 1

Количество страниц: 426 с.

В том первый вошли стихотворения из сборников поэта: “Испытание”, “Дрейфующий проспект”, “Необитаемые острова”, “Ровеснику”, “Радиус действия”, “Сын Веры”, из цикла “На самом дальнем Западе” и поэмы “Моя любовь”, “Реквием”, “Письмо в тридцатый век”