Энциклопедизм и свобода творчества С. А. Зверева–Кыыл Уола
Encyclopedism and Freedom of Sergei Zverev’s (Kyyl Uola) Creativity
Обложка

Энциклопедизм и свобода творчества С. А. Зверева–Кыыл Уола
Encyclopedism and Freedom of Sergei Zverev’s (Kyyl Uola) Creativity

Статья в журнале

Русский

398.8(=512.157)(092)

10.25587/SVFU.2022.66.96.001

творчество; культурный герой; аутентичность культуры; этнокультурная идентичность; сверхсознание; интуиция; сакральное; вариативность; синкретизм ; культурная память; creativity ; cultural hero; authenticity of culture ; ethno-cultural identity; superconsciousness; intuition ; sacred ; variability ; syncretism ; cultural memory

Культура. Культурология

Биографический бум, который переживает якутская культура, является объективным отражением общекультурной тенденции, получившей название "биографический поворот". Применительно к культурологии подобные процессы представлены в исторической персонологии, что свидетельствует об изменении представлений о роли личности в социально-культурных процессах. Предложен опыт мозаичной (выборочной) реконструкции персональной биографии человека, который, будучи разносторонне талантливым, своим творчеством формировал идентичность народа саха и на протяжении трех десятилетий, практически в одиночку удерживал аутентичность якутской культуры в условиях социального эксперимента – "строительство коммунизма". Обозначены подходы, характеризующие природу творчества народного мастера. Уникальный опыт С.А. Зверева (1900‒1973) представляет культурное достояние народа саха, по сути, память культуры. В формате мифологического сознания – особого видения мира творцом, – которое в якутском языке обозначается категорией анаар, указанное состояние определяется как умение охватить необозримое; жестом, мелодией и словом постичь, передать и выстроить систему репрезентаций философии народа. Всем этим в силу природного дара и жизненного опыта владел С.А. Зверев. Поэтому, при непосредственном его участии, оказался возможен синтез архаических аутентичных форм культуры с большими жанрами западноевропейских академических профессиональных форм культуры (первые якутские балет и опера). Представлена еще одна попытка определить масштаб личности и сформулировать обоснование для определения роли творца в культуре народа. На примере творческих исканий сказителя, постановщика танцев, реконструктора обрядовых практик рассмотрена специфика перехода от бесписьменных форм культуры к письменным

Никифорова, С. В. Энциклопедизм и свобода творчества С. А. Зверева–Кыыл Уола / С. В. Никифорова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия Экономика. Социология. Культурология". - 2022, N 3 (27). - С. 7-24.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.66.96.001

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно