Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 73
1.

Количество страниц: 9 с.

В последние десятилетия возможности вычислительной техники интенсивно расширяются, её применение ведет научные отрасли по пути прогресса. Исследованием частотности языковых единиц в различных идиомах с акцентом на устную и письменную речь занимается широкий круг лингвистов как в России, так и за её пределами. Фокусируется внимание и на языках коренных малочисленных народов, остающихся неизученными в статистическом аспекте. Настоящее исследование посвящено рассмотрению численного варьирования гласных и согласных фонем в эвенском языке. Проведенное исследование опирается на работу О. Н. Морозовой, С. В. Андросовой и Н. Я. Булатовой "Частотные характеристики фонем в эвенкийском языке: данные пилотного эксперимента" (2019). Актуальность состоит в отсутствии научных работ о численном соотношении вокалических и консонантных фонем в звуковом строе эвенского языка. Научная новизна обусловливается активизацией квантитативного подхода в лингвистических изысканиях для составления определенных матриц, иллюстрирующих те или иные языковые нормы и отклонения. Целью является установление синтагматической частотности гласных и согласных фонем в эвенском языке на материале эвенских нимканов. Нимкан - это один из жанров устного народного творчества эвенов, в котором совмещены урумкун нимкан (миф с элементами сказки) и икэлкэн нимкан (эпическое сказание с песенными диалогами). В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи: транскрибировать орфографические записи эвенских нимканов с помощью символов международного фонетического алфавита, провести синтагматический анализ частотности звуков. При выполнении работы были использованы методы количественных подсчетов и сравнительно-сопоставительного анализа. Материал исследования: тексты эвенских нимканов, записанных в период с 1976 по 2003 гг. В. А. Роббеком, Е. В. Нестеревой, Е. Н. Ивановой и Н. П. Тарабукиным у эвенов села Березовка Среднеколымского района Якутии. Несомненно, устная традиция, как форма передачи информации в поколенческой последовательности, обладает множеством сложных конструкций как в лингвистическом, так и в семиотическом плане. Изучение фольклорного повествования в ракурсе статистики предполагает синтагматический анализ численного варьирования слов или их частей. Основными результатами исследования стали: подтверждение гипотезы о субъективном представлении эвенов относительно вокаличности их языка, выявление синтагматической частотности гласных и согласных звуков по признакам (ряд, подъем, способ и место образования и др.), получение коэффициентов, показывающих разницу между фонемами. Перспектива исследования состоит в парадигматическом рассмотрении частотности гласных и согласных звуков эвенского языка. In recent decades, the possibilities of computer technology have been intensively expanding, and its exploitation leads to progress in scientific fields. The study of the frequency of language units in various idioms, with a focus on spoken and written speech, is being carried out by a wide range of linguists, both in Russia and abroad. The focus is also on the languages of small-numbered indigenous peoples, which remain unstudied from a statistical point of view. The present study deals with the numerical variation of vowel and consonant phonemes in the Even language. The study is based on the work of Olga Morozova, Svetlana Androsova and Nadezhda Bulatova “Frequency characteristics of phonemes in the Even language: data from a pilot experiment” (2019). The relevance lies in the lack of scholarly works on the numerical ratio of vocalic and consonant phonemes in the sound structure of the Even language. The novelty stems from the activation of the quantitative approach in linguistic research to compile certain matrices illustrating certain linguistic norms and deviations. The aim is to establish the syntagmatic frequency of vowel and consonant phonemes in the Even language on the material of Even nimkans. Nimkan is a genre of the Even folk narrative, which combines urumkun nimkan (a myth with fairy tale elements) and ikelken nimkan (an epic tale with song dialogues). In accordance with the aim of the study, the following tasks were set: to transcribe orthographic records of Even nimkans using symbols of the international phonetic alphabet, to conduct a syntagmatic analysis of the frequency of sounds. The methods of quantitative counting and comparative analysis were used in performing the work. The material of the study is the texts of Even nimkans recorded between 1976 and 2003 by Vasiliy Robbek, Elena Nesterova, Elena Ivanova and Nikolay Tarabukin from the Even village of Berezovka (Srednekolymsky district of Yakutia). Undoubtedly, oral tradition, as a form of transmitting information in a generational sequence, has many complex structures both linguistically and semiotically. The study of folklore narrative from a statistical perspective implies a syntagmatic analysis of the numerical variation of words or their parts. The main results of the study are: the confirmation of the hypothesis about the subjective representation of the Even people with regards to vocalization of their language, the identification of syntagmatic frequencies of vowel and consonant sounds by features (row, rise, mode and place of formation, etc.), getting coefficients showing the difference between phonemes. The prospect of the study is a paradigmatic consideration of the frequency of vowel and consonant sounds of the Even language.

Осипов, Б. Я. Частотность гласных и согласных фонем в эвенских нимканах / Б. Я. Осипов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2023. - N 2 (30). - С. 107-115. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.89.57.009
DOI: 10.25587/SVFU.2023.89.57.009

2.

Количество страниц: 4 с.

Атласова, М. А. М. П. Федотова-Нулгынэт - хранительница эвенской культуры (на примере педагогической деятельности) / М. А. Атласова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 5 (23). - C. 27-29.

3.

Количество страниц: 9 с.

Баишева, А. Ю. Традиционное физическое воспитание детей кочевых эвенов на примере семьи Слепцовых / А. Ю. Баишева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 1 (19). - C. 48-51.

4.

Ответственность: Баишева Надежда Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 6 с.

Баишева, А. Ю. Исследования болезни суставов среди населения и кочевых эвенов с Улахан-Кюель / А. Ю. Баишева ; научный руководитель Н. Н. Баишева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, МБОУ "Табалахская средняя общеобразовательная школа" МР "Верхоянский район" РС(Я) // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 1 (19). - C. 9-11.

5.

Количество страниц: 4 с.

Шарина, С. И. Языковая вербализация арктического экопространства (на материале эвенского художественного дискурса) / С. И. Шарина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 2 (20). - C. 96-98.

6.

Количество страниц: 3 с.

Нестерова, Е. В. Словообразовательное гнездо с вершиной иңэнь "Холод, Мороз" в эвенском языке / Е. В. Нестерова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 2 (20). - C. 87-89.

7.

Ответственность: Афанасьева Анна Егоровна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Баишева, А. Ю. Особенности игры детей в кочевых семьях эвенов-оленеводов / А. Ю. Баишева ; научный руководитель А. Е. Афанасьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 6 (17). - C. 9-11.

8.

Количество страниц: 6 с.

Традиционная педагогическая культура эвенов веками накапливала опыт воспитания подрастающего поколения, который непосредственно выводился из реальной жизни. Табалахский наслег признан территорией компактного проживания малочисленных народов Крайнего Севера. Я хочу рассказать об отце одной эвенской семьи, который любовь к северному оленю и оленеводству передавал и передает из поколения в поколение. Олень - является символом семейного счастья этой семьи. Вся жизнь Константина Николаевича Слепцова была тесно связана с окружающей природой и кочевой уклад жизни его семьи обусловил создание своеобразной системы воспитания детей на основе четырех сторон воспитания (физического, трудового, эстетического, экологического), опиравшейся на традиционные основы жизнедеятельности эвенов.

Баишева, А. Ю. Роль отца в воспитании детей в семье эвенов - оленеводов Слепцовых / А. Ю. Баишева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017, N 7 (10). - C. 61-63.

9.

Ответственность: Григорьева Людмила Павловна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

В статье предпринята попытка определения функции и особенностей описания охотничьих обрядов и традиций эвенов в романах П. Ламутского "Дух земли" и В. С. Соловьева-Болот Боотура "Весенние заморозки". Приводятся примеры, где особенно ярко демонстрируются народные традиции и обряды, связанные с охотой, в особенности добычей медведя. На основе проделанного сравнительного анализа автор делает вывод о том, что в романах подробное описание обрядов и традиций необходимо для убедительного раскрытия образа эвенов как народа. Вместе с тем в романе эвенского писателя П. Ламутского "Дух земли" описания обрядов и традиций более подробны и содержательны, имеют большое познавательное и воспитательное значение.

Константинова, Т. А. Описание охотничьих обрядов и традиций эвенов в романах П. Ламутского "Дух земли" и В. С. Соловьева-Болот Боотура "Весенние заморозки" / Т. А. Константинова ; научный руководитель Л. П. Григорьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017. - N 1 (4). - C. 35-39.

10.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена вопросам исследования и сохранения традиционных знаний коренных народов Севера Республики Саха (Якутия) (РС(Я)). Приведены результаты мониторинга по выявлению у детей младшего школьного возраста уровня владения традиционными знаниями коренных народов Севера. В связи с этим были разработаны игровые проекты, направленные на приобщение детей к традиционному кочевому укладу жизни, исконным видам хозяйствования, традиционным знаниям. Целью статьи является раскрытие возможностей игровых технологий в воспитании детей коренных народов Севера на основе традиционных знаний. В результате работы сделаны выводы о том, что использование этнокультурных игровых проектов будет способствовать привитию обучающимся основ традиционных знаний, формированию традиционных видов хозяйствования своего этноса, уважительного отношения к профессии оленевода.

Буряк, О. В. Игровые технологии как средство сохранения традиционных знаний коренных народов Севера / О. В. Буряк, А. П. Бугаева ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – N12 (105). – С. 20-24.