Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 52
2.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 1999

Количество страниц: 260 с.

Автор бэйэтэ оҥорбут, үөрэппит үлэлэригэр олоҕуран суруйар. Үлэ сыала - былыргы саха ууһа быһаҕынан, сүгэнэн туттар үгэстэрин үөрэтии, үйэтитии, дьоҥҥо-сэргэҕэ тарҕатыы. Кинигэ төрүт культура учууталларыгар, уһаныан баҕалаахтарга, төрөөбүт төрүт культуратын интириэһиргиир, үөрэтэр дьоҥҥо туһааннаах
3.
Авторы:
Алексеева Айталина Ивановна, Бубякина Вероника Афанасьевна

Издательство: Медиа-холдинг Якутия

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 32 с.

Это издание послужит пособием для рукодельниц, познакомит читателя с работой с выкройками и шитьем якутского платья халадай
4.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 184 с.

В монографии освещены и систематизированы основные элементы традиционной материальной культуры эвенов конца XIX - начала XX в. - жилища, поселения, домашняя утварь, одежда и транспорт. На основе их исследования раскрываются национальные особенности эвенского этноса, проводится историко-сравнительный анализ с культурой других народов Сибири и Дальнего Востока. Исследование проведено на базе полевых материалов автора, архивных, этнографических и литературных источников. Вводятся в научный оборот новые этнографические данные, собранные автором во время экспедиционных исследований. Книга предназначена для этнологов, историков, краеведов, преподавателей, а также всех интересующихся культурой народов Севера
5.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2006

Количество страниц: 94 с.

В книге народной мастерицы Х. А. Бенчик последовательно воссозданы основные этапы технологии изготовления традиционной эвенкийской одежды, обработка и окрашивание меха, даны иллюстрации выкроек, орнаментов. Наряду с этим автор, основываясь на свой жизненный опыт, осветила традиции и обычаи своих предков
6.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1991

Серия, номер выпуска: Этнографическая библиотека

Количество страниц: 224 с.

Труд известного русского этнографа В.Г. Борогаза (Тана), ставшего основателем советской этнографической школы, вышел в США на английском языке в 1904-1940 гг. В 30-е годы были изданы в русском авторизованном переводе два тома: "Социальная организация чукчей" и "Религия чукчей". Предлагаемая вниманию читателей работа - еще одна большая часть труда Богораза, обширно иллюстрированная фотографиями и рисунками
7.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Чорон, выдолбленный из дерева березы, с резным орнаментом. Форма чорона - кубок на одной ноге. Украшен богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Для придания цвета пропитан отваром коры лиственницы и обмазан растопленным коровьим нутряным жиром. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
8.
Заглавие: Чорон

Год выпуска: 2020

Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Это деревянные кубковидные сосуды, предназначенные для сакральных обрядов и ритуальных церемоний. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Существует несколько гипотез происхождения якутских чоронов. Одной из гипотез является предположение, высказанное А.П. Окладниковым в середине XX века, о связи чорона с древними бронзовыми котлами. Племена бронзового века Якутии имели широкие культурные связи с племенами культур Южной Сибири, Забайкалья, Китая. В Якутии "скифские" котлы могли иметь довольно широкое распространение. Конструкция и форма чоронов, как полагал А.П. Окладников, имеет близкое сходство с круглодонными удлинённо-яйцевидными глиняными сосудами раннего железного и бронзового веков.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.
10.
Заглавие: Нож якутский

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Якутский нож из стали и дерева. Рукоять ножа из капа, покрыт лаком. На клинке изображение деревьев, дикого оленя и гравировка "Саха сирэ". Ножны из дерева с декоративной отделкой. Автор народный мастер РС(Я) из с. Ытык-Кюель Таттинского улуса Васильев Леонид Степанович. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"