Год выпуска: 2015
Количество страниц: 88 с.
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Технология,
- ШКОЛА > Школьнику > Искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Технология,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство.
Издательство: Бичик
Год выпуска: 1999
Количество страниц: 260 с.
- Красота по древним традициям,
- Творчество и хобби > Моделирование, конструирование,
- 23 февраля - День защитника Отечества > Мастер своего дела,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Технология,
- ШКОЛА > Школьнику > Искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Искусство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Технология.
Издательство: Медиа-холдинг Якутия
Год выпуска: 2019
Количество страниц: 32 с.
- Рукоделие с душой,
- В помощь педагогам,
- Творчество и хобби > Моделирование, конструирование,
- Дворец детского творчества им. Ф.И. Авдеевой > Из опыта педагогов Дворца детского творчества,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Школьнику > Технология,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Этнопедагогика,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Учебно-методические материалы,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Технология.
Издательство: Наука
Год выпуска: 2003
Количество страниц: 184 с.
- Эвеника > Этнография. Фольклор,
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС (Я) > Эвены,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Эвены,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Культура коренных малочисленных народов Севера,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда.
Издательство: Бичик
Год выпуска: 2006
Количество страниц: 94 с.
- Эвенкиника > Этнография. Фольклор,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство.
Издательство: Наука
Год выпуска: 1991
Серия, номер выпуска: Этнографическая библиотека
Количество страниц: 224 с.
- Чукотика > Этнография. Фольклор,
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС (Я) > Чукчи,
- Чукчи – хранители вековых традиций > История и этнография,
- Оленевод - хранитель тундры > Описание оленеводства в трудах этнографов,
- В ледяных просторах Арктики > Народы Арктики,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Семейная культура коренных малочисленных народов,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Чукчи (палеоазиатская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- iYakutia > Хранители традиций > Чукчи,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Музыкальная культура,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда.
Год выпуска: 2017
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Якутский сосуд чорон,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Год выпуска: 2020
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Якутский сосуд чорон,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.
Издательство: Наука, Ленинградское отделение
Год выпуска: 1970
Количество страниц: 29 с.
- Общие разделы > Другие коренные малочисленные народы,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- КНИГАКАН > Все народы > Нивхи (палеоазиатская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Год выпуска: 2017
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.