Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 31
1.

Год: 2024

Поговорим о фильмах по книгам отечественных писателей. Можно ли сказать, что появился тренд? Как относиться к новым фильмам "Мастер и Маргарита" и "Онегин"? Как фильмы отразятся на отношении к классике? Слушаем и читаем вместе с Национальной библиотекой РС (Я)
2.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Концерт N 4 соль мажор, соч. 58 создан Бетховеном 1805 году и впервые исполнен в Вене 22 декабря 1808 года на большой "Академии". Ослепительная виртуозность, исключительные технические трудности этого произведения оказались не под силу многим пианистам, и Бетховен вынужден был сам исполнить свой концерт. Как свидетельствует известный в то время композитор и музыковед И. Рейхард, Бетховен "сыграл свой новый фортепианный концерт необычной трудности с удивительным совершенством и в предельно скором темпе. Красивую выдержанную мелодию (вторая часть) он буквально спел на своем инструменте с чувством глубокой меланхолии". Первая часть концерта начинается фортепианным соло, затем эту тему развивает оркестр. Нельзя не заметить характерного ритмического родства темы главной партии Четвертого концерта и "темы судьбы" из Пятой симфонии. И хотя главная тема концерта звучит вначале умиротворенно и светло, в дальнейшем она становится динамичной, напряженной. В Четвертом концерте. как и в Пятой симфонии, противопоставлены сила судьбы и внутренний мир человека. В теме связующей партии много экспрессии и взволнованности. Следующая за ней тема побочной партии, пасторальная по характеру, вызывает в памяти вдохновенные лирические страницы Шестой симфонии Во второй части противопоставление борющихся сил получает яркое выражение в своеобразном "диалоге". Чайковский писал: "Andante" этого концерта — перл бетховенского творчества, заключающий в себе одну из самых сильных по патетичности идей, когда-либо выраженных в музыке. Бессильные и тщетные порывы человеческой души, сраженной в борьбе с неотразимыми ударами фатума, — вот мысль, к которой возвращается Бетховен и которая выражена в этом сжатом по форме, простом по изложению, но по изумительной силе вложенного в него вдохновения представляющим одно из капитальнейших созданий музыкального творчестваһ.Третья часть — выражение ликующей радости. Основная тема — быстрый, легкий, полный огня танец — чередуется с эпизодами пасторального характера
3.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Серия, номер выпуска: Концерт N 3

Концерт N 3 до минор, соч. 37 создавался Бетховеном в течении нескольких лет. Написан он в 1800 году, окончательно завершен в 1802 году, опубликован завершен в 1802 году, опубликован - в 1804. Первое исполнение состоялось в "Академии" - авторском концерте 5 апреля 1803 года в Венском театре (солировал сам Бетховен). Первая часть открывается традиционной оркестровой экспозицией. Суровая простота, мужественный пафос характеризуют основной образ. Побочная тема, как обычно. переводит развитие в лирическую сферу. В разработке и в репризе преобладает драматический колорит. В концерте первой части звучит традиционная каденция. Необычное колористическое соотношение тональностей -- до минор и ми мажор - подчеркивает контраст светлых, умиротворенных музыкальных образов и действенной энергичной музыки. Вторая часть воспринимается как одухотворенное лирическое интермеццо. Финал - виртуозное рондо - отличается необычным по тому времени и объемом: основная тема проходит в полном виде 12 раз, и каждый раз в новом освещении. Можно только удивляться изобретательности композитора, который так остроумно комбинирует и разрабатывает различные элементы темы в едином стремительном движении
4.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Концерт N 2 си бемоль мажор, соч. 19 создан Бетховеном в 1795 году. Впервые он был исполнен автором 29 марта 1795 года в Вене, а и окончательной редакции прозвучал вместе с Первым концертом в Праге в 1798 году.Первая часть основана на типичном противопоставлении энергии, действительности и мягкости, плавности. Этот контраст обнаруживается уже внутри главной темы: ее суровому маршеобразному началу, исполняемому оркестром, противостоит тихая певучая фраза скрипок. По традиции существующей в инструментальном концерте почти до середины прошлого века, основные темы первой части излагаются дважды: сначала в оркестре (оркестровая экспозиция), а затем солистом в сопровождении оркестра. Однако, подобно тому, как это часто делал Моцарт. Бетховен открывает партию солиста новой лирически-импровизационной темой, которая сразу же выделяет солирующее фортепиано из всей массы инструментов. Вторая часть - неторопливое спокойное раздумье, поэтическое общение с природой, погружение в глубины внутреннего мира человека. В оркестровой партии преобладают сдержанность, строгая сосредоточенность. Фортепианные темы наоборот, написаны в духе грациозной лирики Моцарта. Третья часть насыщена стремительным движением, игрой острых танцевальных ритмов, неожиданных акцентов. Здесь ярко сказалась неистощимая изобретательность Бетховена
5.
Автор:
Людвиг ван Бетховен

Год: 1975

Серия, номер выпуска: Концерт N 1

Концерт N 1 до мажор, соч. 15 написан в 1796 году. позже второго, но издан раньше, почему и получила более ранний порядковый номер. Создание концерта относится к тому периоду творчества Бетховена, когда складывались основные особенности и характерные черты его стиля. Концерт состоит из трех частей. В музыке его господствует настроение светлой жизнерадостности, здесь нет еще острых драматических коллизий, столкновений, борьбы. Главная и заключительная партии первой части носит активный волевой характер. Им контрастирует лирическая побочная тема. Вторая часть - проникновенное лирическое повествование. Мелодическая на ценность сочетается здесь с декламационными оборотами, что придает музыке (особенно а разработке) черты импровизационности. В финале особенно ощутима народно-национальная основа бетховенского стиля. Основная тема - задорная, энергичная - чередуется с эпизодами юмористически-танцевального или песенного склада
6.

Год: 1987

На пластинке записи песен на стихи песни якутских поэтов в исполнении оперного певца, народного артиста Александра Самсонова
7.

Год: 1954

На пластинке записи песен "Кимий диибин" (Кто она) и "Кыылаах орын" (Остров Кыылах)
9.

Год: 1968

На пластинке записи песен "Улуу Ленин орденнаах", "Крупская Кэриэсигэр, Быыбарга", Коммунизмы тутааччыларга айхал", "Улэ дьонугар", "Уруй буоллун", Уйгу-быянг олох", "Алмастаах Бюлюбэр" в исполнении народной певицы Елены Чарпыковой
10.

Год: 1976

На пластинке записи якутских песен в исполнении оперного певца, народного артиста Александра Самсонова