Тематические подборки
Картинка коллекции
Василий Фёдорович Слободчиков – Манчаары (Манчары) (1805—1870) — якутский национальный герой, выступивший против гнёта местных тойонов, известный сказитель и запевала, мастер импровизации.

Василий Фёдоров родился в июне 1805 года в Догдонгинском наслеге Мегино-Кангаласского улуса. В молодости богатый родственник Фёдорова, В. Слободчиков — Чоочо, унизительно наказал его за незначительный проступок. Фёдорова высекли на площади, а потом отправили в тюрьму и на каторжные работы в Охотский солеваренный завод.
В 1830—1840 годах Манчаары был руководителем стихийных возмущений бедноты против социальной несправедливости, отнимая богатство у богатых (тойонов), раздавал его бедным. Известно, что он с товарищами совершил 18 набегов только летом 1833 года. Отобранное у богачей Манчаары в большинстве случаев раздавал бедным. Поэтому в глазах бедняков Манчаары выступал в роли защитника бедных и обездоленных. Его вместе с сообщниками неоднократно ловили царские власти, которые называли его разбойником и грабителем, но он совершал побеги из тюрьмы.
В 1847 году Манчаары приговорили к 10 годам тюремного заключения, содержался в камере он прикованным цепью к стене. По окончании срока Манчаары оставался прикованным ещё 2 года, до 1859 года. После этого его выслали на поселение в Бордонский наслег Мархинского улуса (ныне Мальжагарский наслег Нюрбинского улуса), где он жил спокойной жизнью, женился, обзавёлся хозяйством, имел покосное место, названное «Манчаары атага». Умер 6 ноября 1870 года.

***
Самые ранние записи песен Манчаары были сделаны в 1920—1930-х годах. До этого они передавались якутскими народными певцами в устной традиции. В общей сложности известно более 30 песен, основной темой которых является любовь к Родине, вера в счастливую жизнь и протест против социальной несправедливости.
Сохранилась информация, что Манчаары также исполнял олонхо, то есть был олонхосутом или сказителем. По устным данным среди исполняемых Василием Фёдоровым олонхо были «Күн Эрили», «Улдьаа Боотур», «Кыыс Дьурайа Куо», «Бэриэт Бэргэн», «Оҕo Ньургун», «Алаатыыр Ала Туйгун».

***
Ещё при жизни Манчаары о нём слагалось множество легенд и песен. Народ сам вознёс его в статус национального героя.
Имя Манчаары вошло во многие якутские литературные произведения. О нём сложены поэмы М. А. Александрова, Н. Ф. Борисовского, легенды В. Г. Короленко, А. Е. Кулаковского, драмы В. В. Никифорова, А. И. Софронова, новеллы Софрона Данилова.

***
Известно также, что Манчаары славился быстротой своих ног, ловкостью и проворностью. Он всегда оставался победителем на традиционном празднике встречи лета — Ысыахе, участвуя в состязаниях, в которых удальцы стремятся показать силу и красоту человеческих способностей – бегал, прыгал, боролся.
В его честь проводятся республиканские соревнования по национальным видам спорта «Игры Манчаары», существует фонд имени Манчаары, функционирует республиканский центр национальных видов спорта им. Василия Манчаары «Модун». Его именем названы улицы в Якутии, в том числе и Якутске.
Прижизненных изображений Манчаары не сохранилось. Существует скульптурный портрет Манчаары работы советского антрополога и скульптора Галины Лебединской, ученицы М. М. Герасимова, выполненный ею по методу Герасимова восстановления лица по черепу.

В коллекцию вошли литературные произведения, научные исследования, легенды, повествующие о жизни национального якутского героя. В них раскрывается образ Манчаары как человека, выступившего против гнёта местных феодалов, талантливого сказителя и запевалы.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 59
1.

Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота

Год выпуска: 1981

Количество страниц: 162 с.

В книге отражены отдельные моменты быта коренных жителей Якутского края с древнейших времен до наших дней
2.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2007

Количество страниц: 116 с.

Легенды и предания, собранные А. Е. Кулаковским в 1890-1924 гг. впервые печатаются на якутском языке. Также в сборник вошли работы, переведенные автором на русский язык
3.

Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота

Год выпуска: 1988

Количество страниц: 256 с.

Мастер мягкого юмора и занимательного сюжета пишет о наших современниках, их делах и заботах
4.

Издательство: ИГИ АН РС(Я)

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 262 с.

В книге представлены легендарные и исторические личности - от прародителей народа саха Омогой-бая и Эллэя до первого Президента РС (Я) М. Е. Николаева и народного писателя РС (Я) Д. К. Сивцева-Суорун Омоллона. Освещаются их деятельность и роль в национально-государственном строительстве, экономическом и социальном развитии, общественно-политической и духовной жизни Якутии
6.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 2005

Номер (№): 5

Количество страниц: 16 с.

7.

Год выпуска: 2005

Номер (№): 6

Количество страниц: 100 с.

На основании решения Якутского бюро ВКП (б) в октябре 1926 г. вышел первый номер журнала "Чолбон", как орган политпросвета Наркомпросздрава ЯАССР и культурно-просветительного общества "Саха омук", на якутском языке. Название несколько раз менялось, сначало на "Кыhыл ыллык" ("Красная тропа"), который выходил с 1930 г. до 1938 г., на альманах "Художественная литература" в 1938-40-е годы, а с 1940 г. на сборник литературы и критики "Хотугу сулус". Эти журнал, алманах, сборник решением заседаний бюро обкома ВКП (б) (13 ноября 1933 г., 19 марта 1938 г.) были четко определены как орган Союза писателей Якутии. На заседаниях бюро рассматривались вопросы освещения развития якутской литературы, о работе среди писателей в республике. Сборник I Съезда писателей Якутии (июль 1939 г.) стал выходить под названием "Хотугу сулус" (с 1940 г.). На заседании бюро Якутского обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 г. рассмотрен вопрос "О мерах дальнейшего развития якутской художественной литературы" и разрешено выпускать вместо сборника альманах художественной литературы "Хотугу сулус" с периодичностью один раз в 2 месяца. За 1943-1956 гг. вышло 76 альманахов. А постановлением бюро обкома КПСС от 11 апреля 1956 г. этот альманах реорганизован в литературно-художественный и общественный журнал "Хотугу сулус" – орган Союза писателей Якутии. Журнал выходил 6 раз в год: 4 номера на якутском, 2 номера на русском языках. Потом под одной редакцией наряду с журналом "Хотугу сулус" стал выходить журнал на русском языке "Полярная звезда". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1976 г. за заслуги в развитии многонациональной литературы, в связи 50-летием со дня выхода первого номера, журнал "Хотугу сулус" был награжден орденом "Знак Почета". 6 декабря 1989 г. вышло постановление бюро обкома КПСС "О создании самостоятельных редакцией журналов "Хотугу сулус" и "Полярная звезда", а с 1 января 1999 г. журнал получил свое первоначальное название "Чолбон". Главными редакторами журнала работали виднейшие писатели и опытные журналисты, как А.И. Софронов, Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, В.М. Новиков - Кюннюк Урастыров, С.Р. Кулачиков-Эллэй, Н.Г. Золотарев-Николай Якутский, В.С. Яковлев – Далан, Д.В. Кириллин, А.А. Егоров, С.Н. Горохов, П.П. Никитин
8.

Издательство: САССР Госиздата

Год выпуска: 1944

Количество страниц: 54 с.

9.

Год: 1968

В хрестоматию по литературе вошли произведения якутских писателей для 5 класса якутской школы. На грампластинке записано: рассказ "Хамелеон" А. Софронова -Алампа, "Новеллы о Манчары" Софрона Данилова, Рассказ матери из оратории "Северная Весенняя", "Чече" Суорун Омоллоона, "Егор Чярин" Тимофея Сметанина