1844 г. – во время путешествия по Восточной Сибири (1842—1845) академик А.Ф. Миддендорф обратил внимание на пение неизвестного олонхосута-импровизатора, которое его очень заинтересовало. Тогда он записал начало олонхо «Эриэдэл Бэргэн» латинским алфавитом на языке оригинала, а затем основное содержание в сжатой форме изложил на русском языке. Это произведение вошло в сборник «Образцы народной литературы якутов» в 1911 г.
1851 г. – О. Н. Бётлингком был предпринят подстрочный перевод на немецкий язык олонхо «Эрэйдээх-Буруйдаах Эр-Соготох» А. Я. Уваровского. Уместно напомнить, что именно О. Н. Бётлингк впервые ввел в научный оборот термины олонхо и олонхосуты.
1884 г. – в «Известиях Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества» был опубликован перевод на русский язык олонхо Н.С. Горохова «Юрюнг Уолан», передающий наиболее полное и верное представление о якутском олонхо.
1890 г. – «Верхоянский сборник» известного русского учёного-этнографа, фольклориста и политического ссыльного И.А. Худякова, сосланного за революционную деятельность в Верхоянск, представляет собой русский перевод собранного им полевого материала. В сборник вошли подстрочный перевод известного олонхо «Хаан Джаргыстай» и неполные записи трёх олонхо «Басымнилаах Баатыр», «Огоннёрдоох эмээхсин» (Старик со старухой), героями которых являются Эр Соготох и Бэрт Хара — излюбленные герои эпических произведений Якутии. «Верхоянский сборник» имел большое значение для более достоверного ознакомления русскоязычных читателей с якутским олонхо.
1900 г. – плодотворной была работа другого политического ссыльного, С.В. Ястремского, побывавшего в якутской ссылке в 1887—1896 гг. В 1895 г. он записал и в 1900 г. перевёл отрывки из трёх олонхо на русский язык. Итоги работы Ястремского по якутскому фольклору были опубликованы в Ленинграде под названием «Образцы народной литературы якутов» в 1929 г. В разделе «Былины (олонхо)» в переводе на русский язык были опубликованы тексты пяти олонхо: «Эр Соготох» Г.Н. Саввинова (Мегинский улус), «Кулун Куллустур» Н.А. Каприна (Дюпсюнский улус), «Грозный Разящий» С.Н. Стрекаловского (Дюпсюнский), а также «Бессмертный витязь» и «Шаманки Уолумар и Айгыр», изданные Э.К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов».
1936 г. – в издательстве «Советский писатель» издан сборник «Якутский фольклор», состоявший в основном из ранее не публиковавшихся материалов, собранных А.А. Поповым и студентом Г.А. Неустроевым. В книгу вошли якутские эпические произведения «Эр Соготох» и «Две шаманки» на русском языке в литературной обработке Е.М. Тагер. Подготовленные переводы передавались для окончательной редакции литературоведу М.А. Сергееву. Таким образом, была совершена первая попытка художественного перевода олонхо, ставшая образцом при подготовке серьёзных фольклорных изданий.
1947 г. – издание олонхо К.Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный». Перевод, комментарии и вступительную статью к этой книге написал Г.У. Эргис. Это издание положило начало двуязычному изданию памятников якутского героического эпоса олонхо.
1971 г. – перевод олонхо А.Я. Уваровского «Эрэйдээх-буруйдаах Эр Соготох» на английский язык, который был осуществлен доцентом хирургической травматологии медколледжа университета Аризоны Дугласом Линдсеем и опубликован в ежеквартальном издании университета Аризоны.
1975 г. – известным переводчиком В.В. Державиным осуществлён перевод на русский язык олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского. Перевод был признан специалистами в качестве одного из максимально приближённых к тексту оригинала, раскрывающим языковой и духовный потенциал якутского эпоса.
1984 г. – в Братиславе издательство «Татран» выпустило перевод Милоса Крно на словацкий язык олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» с текста перевода В.В. Державина.
1984 г. – текст олонхо «Могучий Дьагарыма» народного поэта Якутии В.М. Новикова- Кюннюк Урастырова, воссозданный на основе ранее им услышанного олонхо знаменитого амгинского олонхосута Т.В. Захарова-Чээбия, переведен на русский язык А. Романовым. В адрес переводчика было сказано, что он сумел постичь дух олонхо, войти в его своеобразный мир и передать всё это мастерски на русском языке.
1985 г. – вышла в свет книга из серии «Эпос народов СССР», в которой представлен перевод олонхо «Куруубай Хааннаах Кулун Куллустуур» олонхосута И.Г. Теплоухова-Тимофеева, записанного в 1906 г. В.Н. Васильевым и опубликованным Э.К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов». Перевод на русский язык олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» осуществили А.А. Попов и И.В. Пухов.
1990 г. – Янкель (Жак) Карро, сотрудник Национальной библиотеки Парижа, открыл для европейского читателя удивительный мир древнего якутского эпоса, осуществив перевод на французский язык олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» К.Г. Оросина.
1993 г. – в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» на якутском и русском языках было издано олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева.
1996 г. – в той же серии издан «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева. Переводы осуществлены Н.В. Емельяновым, П.Е. Ефремовым, С.П. Ойунской. Оба издания сопровождаются грампластинками с фрагментами олонхо.
2005 г. – олонхо П.В. Оготоева «Элэс Боотур» на корейском языке опубликовано в Южной Корее в переводе профессора Канг Дук Су.
2010 г. – благодаря организации «Тюрксой» (Турция) вышло в прекрасном оформлении олонхо К.Г. Оросина «Дьурулуйар Ньургун Боотур» на турецком языке. Перевод осуществил доктор Мурат Эрзос.
2011 г. – опубликовано олонхо верхоянской сказительницы Д.А. Томской-Чайки «Үчүгэй Үөдьүгүйээн, Куһаҕан Ходьугур = Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур» в переводе на русский язык Е.С. Сидорова.
2011 г. – Научно-исследовательский институт Олонхо при СВФУ им. М. К. Аммосова издал олонхо П. П. Ядрихинского-Бэдьээлэ «Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта» с переводом на русский язык. Перевод осуществила группа переводчиков, состоящая из числа преподавателей и студентов Института языка и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ под общей редакцией профессора Т. И. Петровой.
2012 г. – в переводе на русский язык Е.С. Сидорова издан текст олонхо нюрбинского сказителя Н.Г. Тагрова «Уол Эр Соготох = Неистовый Эр Соготох».
2012 г. – вышла книга П.В. Оготоева «Элэс Боотур» на французском языке. Перевод осуществлен с якутского на французский язык В. И. Шапошниковой.
2014 г. – вышел в свет перевод на английский язык полного текста олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный». Книга была выпущена в издательском доме Renaissance Books под редакцией Пола Норберри в Великобритании.
2014 г. – завершен и издан перевод олонхо П.А. Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный» на кыргызский язык. Текст перевода осуществлен с русского перевода В.В. Державина народным поэтом Республики Кыргызстан Бексултаном Жакиевым.
2016 г. – вышел в свет текст олонхо Д.А. Томской-Чайки «Кыыс Кылаабынай Бухатыыр = Богатырка Кыыс Кылаабынай», подготовленный профессором СВФУ В. В. Илларионовым в переводе на русский и английский языки. Русский перевод осуществила А. Е. Шапошникова, на английский язык В. К. Неустроева.
Источники:
1. Николаева Н. А. Об истории перевода якутского героического эпоса олонхо на языки народов мира
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-istorii-perevoda-yakutskogo-geroicheskogo-eposa-olonho-na-yazyki-narodov-mira
2. Пухов, И. В. Якутский героический эпос - олонхо : публ., пер., теория, типология : избр. ст. / И. В. Пухов ; [редкол.: д. ист. н. В. Н. Иванов (отв. ред), к. филол. н. С. Д. Мухоплева, к. филол. н. В. М. Никифоров] ; Акад. наук Респ. Саха ( Якутия), Ин-т гуманит. исслед. - Якутск : Изд- во СО РАН, Якут. фил., 2004. - 207 с.
Год выпуска: 2022
Целью и задачами статьи является выявление основных способов перевода на русский текста якутского героического эпоса олонхо "Ала-Булкун", осуществленного якутским лингвистом и писателем Г.В. Баишевым-Алтан-Сарын (1898-1931). В качестве материала исследования были выбраны глаголы движения и некоторые основные эпические формулы, использованные в данном олонхо. Анализ способов перевода на русский язык якутских глаголов движения показывает, что эти глаголы переведены на русский язык способом замены. Подобный факт свидетельствует о том, что переводчик стремился точно передать семантику якутских глагольных форм на русский язык. Это, свою очередь, обусловлено тем, что глагольные формы как предикативные структуры являются вершинами тех или иных предикативных конструкций – зависимых или независимых. Эпические формулы переведены при помощи синтаксической замены – параллелизмами, а также расчленением предложения на несколько предложений. Кроме того, встречаются лексические и синтаксические повторы для расширения контекста с целью более медленного раскрытия передаваемой информации. Установлено, что в рассмотренном переводном тексте имеют место элементы авторизованного перевода. Изучение особенностей подобных переводов олонхо, ориентированных на воспроизведение стилистических и поэтических особенностей данного жанра якутского фольклора, имеет как практическое, так и теоретическое значение
Год выпуска: 2016
В статье рассматриваются стратегии перевода лексических единиц якутского героического эпоса "Дьулуруйар Ньургун Боотур" П. А. Ойунского на английский язык. Авторы дают краткую информацию об истории олонхо. Приводятся различные определения термина "стратегия перевода". Исследуются примеры применения метода компонентного анализа при переводе образных и парных слов. В статье также даются определения этих терминов. Безэквивалентная лексика рассматривается как одна из основных лексических проблем, с которыми сталкивается переводчик при переводе эпических текстов
Издательство: Якутское книжное издательство
Год выпуска: 1975
Количество страниц: 440 с.
- Ойуунускай Былатыан (Ойунский Платон) - Слепцов Платон Алексеевич > Произведения П.А. Ойунского,
- Ойуунускай Былатыан (Ойунский Платон) - Слепцов Платон Алексеевич > Литература о жизни и деятельности,
- Якутский героический эпос Олонхо > Тексты олонхо,
- Күннүк Уурастыырап (Кюннюк Урастыров) - Новиков Владимир Михайлович,
- Якутско-русские и русско-якутские переводы произведений писателей > Переводы произведений якутских писателей на русский язык > Основоположники якутской литературы > Ойунский Платон Алексеевич,
- Пухов Иннокентий Васильевич > Редакторская деятельность, автор предисловий,
- Якутский героический эпос Олонхо > Переводы олонхо на другие языки > русский,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Фольклор.
Издательство: Алаас
Год выпуска: 2016
Серия, номер выпуска: Дьааҥы олоҥхото
Количество страниц: 248 с.
Год выпуска: 2002
Количество страниц: 220 с.
Количество страниц: 524 с.
Год выпуска: 2010
Количество страниц: 532 с.
Издательство: Conseil international de la langue francaise
Год выпуска: 1990
Количество страниц: 132 с.
Издательство: Бичик
Год выпуска: 2003
Количество страниц: 307 с.
- Якутский героический эпос Олонхо > Тексты олонхо,
- Якутский героический эпос Олонхо > Переводы олонхо на другие языки > эвенский,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Издательство: Издательский дом СФВУ
Год выпуска: 2013
Количество страниц: 384 с.