Тематические подборки
Картинка коллекции
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.

В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 10 из 110
1.

Издательство: Якутский филиал СО АН СССР

Год выпуска: 1980

Количество страниц: 104 с.

Сборник представляет собой публикацию материалов чтений по фольклору, посвященных памяти Георгии Устиновича Эргиса, состоявшихся в апреле 1978 г. в г. Якутске. В сборник вошли статьи о мифологии якутов, бурят, долганов, эвенков и эвенов, ее связи с другими жанрами фольклора, а также сообщения о работах Г. У. Эргиса по мифологии и языку якутов, описание его архивного наследия. Сборник рассчитан на всех интересующихся проблемами фольклора и этнографии народов Якутии
2.

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 744 с.

Вацлав Леопольдович Серошевский провел в Якутии 12 лет в качестве политического ссыльного. Судьба забросила молодого, едва достигшего совершеннолетия варшавянина в самые отдаленные и глухие уголки Сибири. Однако ничто не могло погасить в нем любознательность будущего известного ученого и писателя. Живя бок о бок с якутами, разговаривая с ними на их языке, занимаясь ремеслом и земледелием, В. Л. Серошевский сумел собрать огромный фактический материал, который лег в основу его книги. Труд В. Л. Серошевскго "Якуты", впервые изданный в Санкт-Петербурге в 1896 году, до сих пор остается наиболее полной и ценной монографией о якутах
4.

Издательство: Cитим

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 20 с.

Шаманизм - одна из основных составных частей верования якутов. Он имеет древнейшее происхождение. В нем, как утверждает автор, культ женщины-удаганки был первоосновной, из которого произошли понятия шаманизм и шаман.
5.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2002

Количество страниц: 330 с.

В книгу основоположника якутской литературы, просветителя и гуманиста А. Кулаковского (1877-1926), чье творчество долгие годы было под запретом, вошли его лучшие произведения. Поэзия А. Кулаковского открывает своеобразный мир художественных и мифологических представлений якутов. Книга приурочена к 125-летию со дня рождения классика якутской литературы А. Е. Кулаковского
6.
Заглавие: Научные труды

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1979

Количество страниц: 494 с.

7.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 464 с.

Книга представляет собой первую полную публикацию 31 текстов шаманских камланий, записанных известным этнографом А. А. Поповым в 1922-1925 гг. в бывшем Вилюйском округе на якутском языке с параллельным их переводом на русский язык. Научный аппарат содержит статьи по шаманству якутов, рассказы и предания о шаманах, словарь и указатель терминов. Тексты сопровождаются полевыми зарисовками автора
8.

Издательство: Типография и хромолитография А. Траншеля

Год выпуска: 1887

Серия, номер выпуска: Ч. 3; изд.1

Количество страниц: 228 с.