Львова Сахая Даниловна (Lvova Sakhaya Danilovna)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Научно-исследовательский институт Олонхо ; 677007, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42, каб. 102 ; e-mail: sd.lvova@s-vfu.ru, lvovasd85@gmail.com ; https://www.s-vfu.ru

Область научных интересов: Язык олонхо, поэтика эпоса

ID Автора: SPIN-код: 4610-8584, РИНЦ AuthorID: 838122

Деятельность: В 2006-2008 гг. - корреспондент и корректор республиканской газеты "Орто Дойду", в 2009-2010 гг. – библиотекарь Сегян-Кюельской сельской библиотеки Кобяйского улуса. С 2011 г. научный сотрудник НИИ Олонхо СВФУ им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 7 из 7
1.

Количество страниц: 10 с.

Статья посвящается изучению текста сказания минусинских тюрков - предков современных хакасов "Алтын Кёк" ("Золотая Кукушка") в сравнении с якутским олонхо. Исследование проведено с использованием сравнительно-исторического метода, включающего структурный анализ, а также обзора научной литературы и описательного метода. История текста "Алтын Кёк", представляющего большой интерес для сравнительных исследований эпосов тюркских народов, ранее еще не была изучена. Его запись была произведена в 1847 г. М. А. Кастреном во время экспедиции в Сибири, а публикация - в 1859 г. в переводе А. А. Шифнера на немецкий язык. В результате проведенной работы выяснено, что основная структура этого сказания идентична с сюжетами архаических вариантов якутского олонхо об одиноком герое Эр Соготохе. Установленная общность, во-первых, является ярким подтверждением развития двух отдельных эпических традиций - якутской и хакасской, из единого первоисточника. Во-вторых, она дает четкое представление об основной структуре эпоса якутов до их ухода из южной родины: о сюжетно-композиционном строении, мотивах и эпизодах, образах, реалиях и мифологических представлениях, а также о некоторых речевых средствах эпической образности. В тексте "Алтын Кёк", на наш взгляд, также прослеживается определенный этап развития самостоятельной эпической традиции (или влияние другой традиции), о чем говорят структурные элементы, не характерные якутскому олонхо. В перспективе важными определяются исследование мифологических основ сказания "Алтын Кёк" на более глубоком уровне с привлечением этнографических данных, в особенности - об удаганском культе, продолжение сравнительного изучения якутского олонхо в сравнении с другими текстами минусинских тюрков, а также изучение языковых аспектов на материале оригинальной рукописи на "татарском" (хакасском) языке. The article is devoted to the study of the text of the tale Altyn Kyok (Golden Cuckoo) of Minusinsk Turks, the ancestors of the modern Khakas people, in comparison with the Yakut olonkho. The study was conducted using the comparative-historical method including a structural analysis, as well as a review of scholarly literature and the descriptive method. The history of the text Altyn Kyok, which is of great interest for comparative studies of Turkic epics, has not yet been studied. It was written down in 1847 by Kastren during his expedition to Siberia, and published in 1859 in a German translation by Schifner. This work established that the main structure of the tale is identical to the plots of archaic variants of the Yakut olonkho about a lonely hero Er Sogotokh. The established similarity firstly proves the development of two separate epic traditions, the Yakut and the Khakas, from the common primary source. Secondly, it provides a clear idea of the basic structure of the epic of the Yakuts before their departure from their southern homeland: about plot structure, motifs and episodes, images, realities and mythological notions, as well as about some verbal means of epic imagery. The text of Altyn Kyok, in our opinion, also shows a stage of development of a separate epic tradition (or the influence of another tradition), as evidenced by structural elements, which are not typical of the Yakut olonkho. As far as the future prospects are concerned, our aim is to investigate the mythological basis of the epic tale Altyn Kyok on a deeper level using ethnographic data, in particular the Udagan cult, to continue the comparative study of the Yakut olonkho in comparison with other texts of Minusinsk Turks, as well as to study linguistic aspects on the original manuscript in the “Tatar” (Khakass) language.

Львова, С. Д. Эпос якутов до ухода из южной родины / С. Д. Львова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2023. - N 1 (29). - С. 95-104. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.71.84.009
DOI: 10.25587/SVFU.2023.71.84.009

2.

Количество страниц: 10 с.

Львова, С. Д. Гиперболизация в якутском эпосе : (на материале текстов олонхо "Могучий Эр Соготох" и "Кыыс Дэбилийэ") / С. Д. Львова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2020, N 4 (20). - С. 127-136.
DOI: 10.25587/o8374-9878-7032-k

3.

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 234 с.

В тезисах рассматриваются вопросы изучения творческого и научного наследия П. А. Ойунского, вопросы современного состояния изучения эпического наследия, вопросы изучения языка, стиля сюжетных мотивов и образной системы эпоса, освещение проблемы сравнительного изучения и перевода эпосов, а также вопросы использования духовного и воспитательного потенциала эпоса
4.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматриваются сравнения в текстах олонхо вилюйской эпической традиции, употребленные конкретно в описании природы Среднего мира. В качестве материала для исследования подобраны тексты олонхо "Уол Дуолан" М. З. Мартынова из Сунтарского улуса, "Уол Эр Соготох" Н. Г. Тагрова из Нюрбинского улуса, "Кёр Буурай" Н. С. Александрова из Верхневилюйского улуса, "Сююлэлджин Боотур" С. Н. Каратаева из Вилюйского улуса. Проводится анализ объектов и образов сравнения олонхо общей эпической традиции, а также их функции в описании природы.

Львова, С. Д. Сравнения в описании природы среднего мира : (на материале текстов олонхо Вилюйского региона) / Львова Сахая Даниловна // Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность. — Якутск, 2018. — С. 66-70.

5.
Заглавие: Хорула Боотур

Издательство: Северо-Восточный федеральный университет

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 320 с.

В. И. Иванов-Чиллэ олоҥхото билиҥҥи ааҕааччыга быдан тиийимтиэ, өйдөнүмтүө, тыла-өһө арыый судургу, үксэ олук хоһооннортон турар, сюжета хатыланар. Онон “Хорула Боотур” олоҥхо аныгы көлүөнэ ааҕааччы киэҥ араҥатыгар ананар. Олоҥхоһут тыыннаах толоруута видеоҕа уһуллан, кинигэҕэ компакт-диск быһыытынан сыһыарыллар.
6.
Заглавие: Хорула Боотур

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 238 с.

В. И. Иванов-Чиллэ олоҥхото билиҥҥи ааҕаачыга быдан тиийимтиэ, өйдөнүмтүө, тыла-өһө арыый судургу, үксэ олук хоһооннортон турар, сюжета хатыланар. Онон “Хорула Боотур” олоҥхо аныгы көлүөнэ ааҕааччы киэҥ араҥатыгар анананар. Олоҥхоһут тыыннаах толоруута видеоҕа уьуллан, кинигэҕэ компакт-диск быһыытынан сыһыарыллар.
7.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 120 с.

XIX-XX үйэлэргэ Ньурба араас түөлбэлэрин олоҥхоһуттарын репертуарыгар киэҥник тарҕаммыт “Оҕо Дьулаах бухатыыр” олоҥхо – Бүлүү сүнньугэр «Кыыс кэрэ куоластааҕынан» аатырбыт С. В. Петров – Чыычаах аҕатыттан утумнаан толорбут норуот тылынан уус-уран айымньытын биир бастыҥ, кэрэхсэбиллээх холобура – саха олоҥхотун сэҥээрэр, кэрэхсиир, чинчийэр уонна үйэтитэр дьонно ананар.