Никифорова Евдокия Павловна (1960)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Филологический факультет ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: ep.nikiforova@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р пед. наук

Область научных интересов: Языковое образование, современные проблемы методики преподавания русского языка в школе и вузе, вопросы лингвистики текста, подготовка педагогических кадров

ID Автора: SPIN-код: 6301-1319, РИНЦ AuthorID: 395799

Деятельность: В 1983-1985 гг. – учитель русского языка и литературы Средней школы N 14 г. Якутска, в 2001-2010 гг. – заведующий Кафедрой методики преподавания русского языка и литературы ЯГУ, в 2003-2014 гг. – заместитель министра образования РС(Я). С 2014 г. работает в СВФУ им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 10 из 14
1.

Год выпуска: 2006

Количество страниц: 90 с.

В данном выпуске освещены приоритетные направления развития и особенности национально-региональной системы общего образования Республики Саха (Якутия), представляется хроника основных событий 2006 года
3.

Количество страниц: 9 с.

В статье представлены результаты исследования по использованию полипредикативных предложений в письменной речи обучающихся начальных классов якутской школы. Анализируются особенности функционирования полипредикативных предложений родного языка в текстах. Выявлено, что среднее количество предложений в тексте четвероклассников составляет - 7,8; слов - 51,8; полипредикативных предложений - 2. Полипредикативные предложения в тексте употребили 86,6 % обучающихся. Из общего количества полипредикативных предложений 81 % состоит из предложенных обучающимся моделей полипредикативных конструкций. Во вводной части стратегия выбора обучающимися полипредикативных предложений заключается в точной передаче мыслей о начале события через выражение временных, причинных, сопоставительных, условных отношений и отношения образа действия с объяснением когда, почему, при каких условиях и каким образом начинается или происходит событие. В основной части текстов описываются главные динамичные действия и события, поэтому встречаются практически все полипредикативные конструкции. В заключительной части сочинений обучающиеся в основном употребили полипредикативные конструкции, выражающие причинные, противительные и условные отношения для формулирования завершающих действий, что связано с обобщением и выводами о ситуации в целом. Доказаны позитивные возможности внедрения моделей предложений в качестве дидактического материала для когнитивного и коммуникативного развития обучающихся. Различные типы полипредикативных конструкций способствуют активизации не только синтаксического строя речи, но и активного словарного запаса, а также формировании умений у обучающихся обобщать действия, явления и события. Вариативность полипредикативных предложений в тексте позволяет обучающимся выражать мысль более точнее, убедительнее, глубже разными синтаксическими конструкциями. The article presents the study results on the polypredicative sentences use in the written speech of Yakut primary school students. The polypredicative sentence functioning features of the native language in texts are analyzed. It was revealed that the average number of sentences in the text by fourth-graders is 7.8, and words - 51.8; polypredicative sentences - 2. Polypredicative sentences in the text were used by 86.6 % of students. Of the total polypredicative sentences number, 81 % consists of polypredicative constructions models proposed for students. In the Introduction, the strategy for students to choose polypredicative sentences consists in accurately conveying thoughts about the beginning of an event through the expression of temporal, causal, comparative, conditional relationships and the line of conduct relationship with an explanation of when, why, and under what conditions and how the event begins or occurs. The main part of the text describes the main dynamic actions and events, therefore, almost all polypredicative constructions are present. In the essays Conclusion students mainly used polypredicative constructions expressing causal, adversative, and conditional relationships to formulate final actions, which is associated with generalization and conclusions about the situation as a whole. The positive sentence-pattern introduction possibilities as didactic material for the cognitive and communicative students' development are proved. Various polypredicative constructions types contribute to the activation of not only the syntactic speech structure, but also the active vocabulary, as well as the students' skills formation to generalize actions, phenomena, and events. The polypredicative sentences variability in the text allows students to express their thoughts more accurately, more convincingly, deeper with different syntactic constructions.

Никифорова, Е. П. Полипредикативные предложения родного языка в письменной речи обучающихся 4 классов якутской школы / Е. П. Никифорова, Н. Н. Ефремов, Н. Н. Васильева ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, ФГБУ "Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9, N 6. - C. 9.

4.

Количество страниц: 10 с.

В статье обосновывается необходимость включения полипредикативных предложений в содержание обучения синтаксису родного языка в 4 классе якутской школы. Родной язык (первый язык) ребёнка является основой коммуникативного и когнитивного развития ребёнка. Усвоение системы родного языка происходит на синтаксической основе. К семи годам дети как носители родного языка употребляют в устной речи различные синтаксические конструкции, в том числе полипредикативные предложения. Использование полипредикативных предложений в речи является показателем свободного владения родным языком, коммуникативного и когнитивного развития. Качество владения родным языком должно поддерживаться и развиваться системой образования. Интеллектуальная и коммуникативная активность обучающихся начальных классов более высокая, чем предлагаемая система обучения синтаксису. В настоящее время содержание курса синтаксиса в начальных классах реализуется на основе простого предложения, что не обеспечивает в должной мере формирование коммуникативной компетенции, упускает использование дидактического потенциала полипредикативных предложений для коммуникативного и когнитивного развития обучающихся. В 3-4 классах у большинства из них начинается новый уровень коммуникативного развития. С одной стороны, этому способствует освоение техники письма и обучающиеся спонтанно переносят в письменную речь синтаксические конструкции, используемые в устной речи, а с другой стороны, продолжается интенсивное формирование коммуникативных умений, развивается мышление, а познавательная деятельность активизирует обогащение не только словарного запаса, но и синтаксического строя речи. Между тем, полипредикативные конструкции, формируемые обучающимися в текстах, не всегда соответствуют синтаксическим нормам письменной речи. Уровень владения родным языком позволяет им формулировать мысли в формах полипредикативных предложений, но ограниченные модели простых предложений, предлагаемые на уроках родного языка, создают барьер в стратегии выбора предложений для оформления мыслей в письменной форме. В статье представлен комплекс умений, формирующих коммуникативную компетенцию обучающихся на синтаксическом уровне, а также матрица взаимодействия и схема их отношений в репродуктивной и продуктивной деятельности обучающихся в процессе обучения полипредикативным предложениям. The relevancy of including polypredicative sentences in the syllabus for the native language syntax in the 4th grade of the Yakut school is justifying in this article. The child's native language (first language) is the basis of the child's communicative and cognitive development. The native language system absorption occurs on a syntactic basis. By the age of seven, children, as native speakers, use various syntactic constructions in spoken language, including polypredicative sentences. The polypredicative sentences use in speech is a fluency indicator in the native language, as well as communicative, and cognitive development. The quality of native language proficiency must be maintained and developed by the education system. The intellectual and communicative activity of elementary school students is higher than the proposed syntax teaching system. Presently, the syntax course content in elementary school is implemented on a simple sentence base, which does not adequately ensure the communicative competence formation, it misses the didactic potential use of the polypredicative sentences for the students' communicative and cognitive development. In the 3-4 grades, most of the students begin a new communicative development level. On the one hand, this is facilitated by mastering the writing technique and students spontaneously transfer syntactic constructions used in spoken language into written speech, but and on the other hand, the intensive communicative skills formation continues, and develops thinking, and cognitive work activates the enrichment, not just vocabulary but also syntactic speech structure. Meanwhile, polypredicative constructions formed by students in texts don't always correspond to the syntactic norms of written speech. Their native language proficiency allows them to formulate thoughts in the form of polypredicative sentences, but the limited models of simple sentences offered in native language lessons create a barrier in the strategy of choosing sentences for putting thoughts into writing. The article presents a set of skills that form the students' communicative competence at the syntactic level, as well as an interaction matrix and a diagram of their relationships in the reproductive and students' productive activities in the process of teaching polypredicative sentences.

Обучение полипредикативным конструкциям младших школьников на уроках якутского языка: коммуникативный аспект / Н. Н. Васильева, Е. П. Никифорова ; ФГБНУ "Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)", ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология.- 2020. - Т. 8, N 5. - C. 36.

5.

Ответственность: Никифорова Евдокия Павловна (Научный руководитель)

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 28 с.

Васильева, Н. Н. Методика формирования коммуникативной компетенции на уроках якутского языка в 4 классе (на материале полипредикативных предложений) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (родной язык, уровень общего и профессионального образования) / Васильева Надежда Николаевна ; научный руководитель Е. П. Никифорова ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова. — Якутск, 2021. — 25 с.

6.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 2009

Количество страниц: 108 с.

В сборнике представлены материалы апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (начальное общее образование) в Республике Саха (Якутия)
7.

Количество страниц: 4 с.

В статье проанализирована современная языковая ситуация в арктических районах Республики Саха (Якутия) и представлены модели обучения языкам. Рассматриваются проблемы организации обучения языкам коренных малочисленных народов Севера и определены задачи для повышения качества языкового образования.

Никифорова, Е. П. Модели полиязычного образования в арктических районах Республики Саха (Якутия) / Е. П. Никифорова, Т. С. Абрамова, Р. П. Макарова // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России : сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической онлайн-конференции, (Якутск, 19-21 ноября 2020 г.). - 2021. - С. 164-167

8.

Ответственность: Колодезников Игорь Иннокентьевич (Главный редактор), Гоголев Анатолий Игнатьевич (Редактор), Корнилова Зинаида Андреевна (Секретарь), Алексеев Анатолий Николаевич (Редактор), Бережко Евгений Григорьевич (Редактор), Бурцев Анатолий Алексеевич (Редактор), Гончаров Петр Лазаревич (Редактор), Григорьев Юрий Михайлович (Редактор), Данилов Дмитрий Алексеевич (Редактор), Егоров Егор Григорьевич (Редактор), Зуев Владимир Владимирович (Редактор), Иванов Василий Николаевич (Редактор), Крымский Гермоген Филиппович (Редактор), Курчиков Аркадий Романович (Редактор), Никифорова Евдокия Павловна (Редактор), Лебедев Михаил Петрович (Редактор), Михайлова Евгения Исаевна (Редактор), Петрова Пальмира Георгиевна (Редактор), Похиленко Николай Петрович (Редактор), Сафронов Александр Федотович (Редактор), Слепцов Петр Алексеевич (Редактор), Соломонов Никита Гаврилович (Редактор), Трофимов Максим Макарович (Редактор), Убугунов Леонид Лазаревич (Редактор), Шепелев Виктор Васильевич (Редактор), Чугунов Афанасий Васильевич (Редактор), Филиппов Василий Васильевич (Редактор)

Издательство: Академия наук Республики Саха (Якутия)

Год выпуска: 2014

Номер (№): 3 (75)

Количество страниц: 120 с.

Наука и образование / учредители: Академия наук Республики Саха (Якутия), Якутский научный центр СО РАН, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Госкомитет РС (Я) по инновационной политике и науке, Министерство образования Республики Саха (Якутия) ; главный редактор И. И. Колодезников. – 1996- . – Якутск : АН РС (Я), 1996-2017. – Выходит 4 раза в год. – ISSN 2073-8129 (print). – 2014, N 3 (75). – 115 с.

9.

Ответственность: Колодезников Игорь Иннокентьевич (Главный редактор), Гоголев Анатолий Игнатьевич (Редактор), Корнилова Зинаида Андреевна (Секретарь), Алексеев Анатолий Николаевич (Редактор), Бережко Евгений Григорьевич (Редактор), Бурцев Анатолий Алексеевич (Редактор), Глушко Дмитрий Евгеньевич (Редактор), Григорьев Юрий Михайлович (Редактор), Данилов Дмитрий Алексеевич (Редактор), Егоров Егор Григорьевич (Редактор), Иванов Василий Николаевич (Редактор), Кершенгольц Борис Моисеевич (Редактор), Крымский Гермоген Филиппович (Редактор), Новопашин Михаил Дмитриевич (Редактор), Никифорова Евдокия Павловна (Редактор), Петрова Пальмира Георгиевна (Редактор), Сафронов Александр Федотович (Редактор), Слепцов Петр Алексеевич (Редактор), Соломонов Никита Гаврилович (Редактор), Шепелев Виктор Васильевич (Редактор), Филиппов Василий Васильевич (Редактор)

Издательство: Академия наук Республики Саха (Якутия)

Год выпуска: 2010

Номер (№): 3 (59)

Количество страниц: 104 с.

Наука и образование: научный и общественно-политический журнал / учредители: Академия наук Республики Саха (Якутия), Якутский научный центр СО РАН, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Министерство науки и профессионального образования РС (Я), Министерство образования Республики Саха (Якутия) ; главный редактор И. И. Колодезников. – Якутск : Издательство ЯНЦ СО РАН, 1996-. – Ежекварт. – ISSN 2073-8129 (print). – Текст : непосредственный. — 2010, N 3 (59). – 99 с.

10.

Издательство: Дани-АлмаС

Год выпуска: 2011

Количество страниц: 288 с.

Книга составлена по материалам XII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) "Новая школа - приоритет государства, общества, бизнеса"