Жукова Людмила Николаевна (Zhukova Lyudmila Nikolaevna) (1952)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Отдел археологии и этнографи ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: zjukova@mail.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. ист. наук

Область научных интересов: Этнография и фольклор народов Севера.

ID Автора: SPIN-код: 7149-2901, РИНЦ AuthorID: 120280

Деятельность: С 1988 г. работает старшим научным сотрудником Сектора палеоазиатской филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН.

Документы 1 - 10 из 25
1.

Издательство: ЯГУ

Год выпуска: 1988

Количество страниц: 192 с.

В сборник вошли статьи, написанные на стыке различных областей науки: лингвистики, фольклористики, семиотики, этнографии. Все статьи объединены идеей изучения языка, мифа, обряда в тесной взаимосвязи с друг с другом. В них исследуются якутские мифы в тесной связи с мировыми сюжетами и образами мифологии, истоки формирования мифологического ядра самодийцев в период так называемой алтайской общности и отмечается единство всей мифологической системы - ненцев, селькупов, нганасан, энцев по отношении к мифологическим системам других народов Сибири, анализируются древнейшие памятники Монголии керексуры, впервые представлены языки и культуры народов, населяющих северо-восток Сибири
2.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 384 с.

В монографии исследуется мифологическая модель мира юкагиров как символическая система, которая имеет логически выверенную структуру, базисное, концептуальное и вариативное, подверженное эволюции и трансформации, содержание. Впервые предпринимается попытка реконструирования мифологического времени как последовательно меняющихся картин мира со своими доминирующими идеями и героями
3.

Издательство: Изд-во ЯГУ

Год выпуска: 2001

Количество страниц: 60 с.

В работе на широком историко-культурологическом фоне рассматриваются этапы развития духовной жизни россиян - от язычества через христианство к атеизму. Обосновывается закономерность наступления нового этапа, по мнению автора, связанного с новым осмыслением традиционного языческого мировидения предков, отношения их к Природе и месту человека в ней
4.

Количество страниц: 9 с.

В статье анализируются опубликованные материалы о похоронной обрядности тундровых юкагиров (ваду-лов) на протяжении столетия (начало - конец XX вв.) и полевые данные автора, полученные в начале XXI в. Исследуемое время разделено на четыре хронологических периода в соответствии со временем сбора полевого материала: 1902, 1959, 1995, 2014 гг. Все материалы сгруппированы в таблицу с выборками по шести темам: Ритуалһ, ҺОберег, очищениеһ. ҺОдеждаһ. ҺИнвентарьһ, ҺЕздовой олень и жертвоприношениеһ. ҺНадмогильное сооружениеһ. Сопоставления полученных данных показали пролонгирование отдельных элементов похоронной обрядности тундровых юкагиров в течение исследуемого периода. В то же время на протяжении XX в. □од влиянием различных факторов (атеистическая пропаганда, иноэтнические заимствования, технический прогресс) обнаруживаются изменения отдельных элементов в зависимости от степени сохранности и слеlования самобытным культурным традициям. Выделяются следующие блоки: дохристианские языческие традиции, иноэтнические (тунгусские) заимствования, влияние христианизации. С середины XX в. усилилась тенденция к уменьшению доли традиционных средств передвижения, одежды, орудий труда, утвари в качестве сопроводительных вещей погребального комплекса и замене их макетами. Данные таблиц проливают свет на отдельные вопросы этнографии и традиционной культуры юкагирского народа.
The article analyzes the published material is about the burial rites of the tundra Yukagirs of vadulov for over a century (in early XX - in late XX centuries) and the field data of the author collected at the beginning of XXI century , he study time is div ided into four chronological periods in accordance with the time of collection of field data: 1902, ^59.1995 and 2014. All materials grouped into three tables with samples on six topics: “Ritual", “Amulet, absolution". “Clothes”, "Inventory", “Riding deer and sacrifice", “Gravestone". Comparisons of the data obtained showed the prolongation of individual elements of the burial rites of tundra Yukagirs during the study period. At the same time, r roughout the XX century the influence of various factors (atheistic propaganda, foreign ethnic borrowing, technological .-.anges) detected by the variability of the individual elements. The changes also depended on the degree of preservation and adherence to their own distinctive cultural traditions. There are the following blocks: the pre-Christian pagan raditions, foreign ethnic (Tungus) borrowings and the influence of Christianization. Since the middle of XX century the tendency of reducing the share of traditional vehicles, clothes, tools, utensils in an accompanying burial complex things and replace them with models. These tables shed light on certain issues of Ethnography and traditional culture of the Yukagir people.

Жукова, Л. Н. Погребальный обряд тундровых юкагиров: традиции и современность / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – C. 19-27.
DOI: 10/25693/IGI2218-1644.2018.04.006

5.

Ответственность: Покатилова Надежда Володаровна (Прочие), Жукова Людмила Николаевна (Прочие), Илларионова Туяра Васильевна (Прочие)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 316 с.

Прокопьева, П. Е. Устная несказочная традиция юкагиров : [монография] / П. Е. Прокопьева ; ответственный редактор Г. И. Варламова ; [рецензенты: Н. В. Покатилова, Л. Н. Жукова, Т. В. Илларионова] ; Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. – Новосибирск : Наука, 2018. – 307, [1] с.
DOI: 10.15372/YUKAGHIR2018PPE

6.

Количество страниц: 8 с.

Предпринимается попытка объяснить с точки зрения этнографии и палеоэтнографии отдельные элементы погребального обряда в поздненеолитическом захоронении, обнаруженном и исследованном к.и.н. В. А. Кашиным. Это преднамеренное разрушение черепов погребаемых и символическое значение фрагмента глиняного сосуда, отсутствие тазовых и некоторых других костей в групповом детском грунтовом захоронении свидетельствует о его вскрытии еще в древности.
An attempt is made to explain from the point of view of ethnography and palco-cthnography individual elements of burial ritual in the Late Neolithic burial site, discovered and studied PhD in History V.A. Kashin. It is the deliberate destruction of skulls the buried and symbolic meaning of a fragment of a clay vessel, the lack of pelvic bones and some other group of children in a soil burial shows its opened in ancient times.

Жукова, Л. Н. Неолитическое погребение Каменка II на средней Колыме (палеоэтнографический анализ) / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 3 (12). — С. 19-26.

7.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 2009

Количество страниц: 166 с.

"Историко-графический атлас г. Якутска в 1917 г." был составлен представителем известной в республике династии Поповых художником и краеведом П. В. Поповым. В 1957 г. Министерством культуры ЯАССР было принято решение о его издании, но ни в 1957 г., ни в последующие годы атлас издан не был и более полувека находился на хранении в ГУ "Национальный архив РС (Я)" и Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского. В 2008 г. Комитетом государственной службы РС (Я) было принято решение о публикации труда П. В. Попова. В предлагаемом издании авторские планы-схемы и текст атласа снабжены современным научно-справочным аппаратом - предисловиями, комментариями и дополнениями, алфавитным указателем, а также фотокопиями картин П. В. Попова и фотографиями
8.

Количество страниц: 12 с.

Жукова, Л. Н. Мифы о зооморфном образе Неба и появлении человека в сибирской и древнекитайской традиции / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2019. — N 2 (27). — С. 17-28.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.02.27.02

9.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена традиционным способам захоронений лесных юкагиров в конце XIX - начале XX века. Самые древние имеют аналоги у финноугорских народов Западной Сибири: трупоположение на земле (в легких шалашах), на дереве. От тунгусов заимствованы воздушные захоронения на столбах. Грунтовые могилы появились с принятием христанства. Автор обнаруживает аналогии в похоронных обрядах юкагиров, финноугорских народов Западной Сибири и тунгусов.
In the late 19-th - early 20-th centuries, the Oduls (the Forest Yukagirs from Upper Kolyma) knew several methods of burying dead bodies. The most ancient ones have analogies with the Finno-Ugric peoples of Western Siberia: dead body is put on land (in light cabins), on wood. They borrowed from Tungusic peoples the air burials on pillars. The subsoil burials apppeared together with the adoption of Christianity.

Жукова, Л. Н. Этнография и фольклор одулов (лесных юкагиров) о древних формах погребений=The Odul (the Forest Yukagir from Upper Kolyma) folklore anad ethnography about ancient forms of burials / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2011. – N 1 (2). – С. 30-34.

10.

Количество страниц: 6 с.

Юкагирское исчисление времени и расстояния определялось нахождением человека в процессе движения. Период кочевания складывался из дневных кочевых переходов и нахождения во временных жилищах. Короткий промежуток исчислялся временем "закипания котла".
Yukaghir estimation of time and distance was determined by the location of a human in the process of movement. The nomadic period consisted of diurnal miogrations and stays in temporary dwellings. A short period of time was estimated by the time of the "kettle boiling".

Жукова, Л. Н. Пространственно-временные представления в языке и фольклоре лесных юкагиров=Space and tense presentations in the language and folklore of the Forest Yukaghirs / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2012. – N 2 (5). – С. 111-115.